№4А-38/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 марта 2019 года г. Нальчик
Заместитель председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ташуев М.З.,
изучив по материалам истребованного дела жалобу ООО Фирма «Сервис-Центр» Лига–АА» на решение судьи Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 августа 2018 года и решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Фирма «Сервис-Центр» Лига–АА»,
установил:
Постановлением начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО ФИО1 № 17/Ф/1-132/3 от 03 апреля 2017 года ООО Фирма «Сервис-Центр «Лига-АА» (далее Общество) привлечено к административной ответственности по статье 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признакам: застройка площадей залегания полезных ископаемых без разрешения в виде административного штрафа в размере 150000 рублей (л.д.184-190, т. 1).
Юридическое лицо признано виновным в том, что в нарушение статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" осуществляет строительство шестиэтажной гостиницы на земельном участке с кадастровым номером 07:11:040201:0059, расположенном по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, с. Терскол, поляна «Ачы-Суу», общей площадью 2000 м2, который полностью находится в контуре подсчета запасов водозабора Терскол Приэльбрусского месторождения подземных питьевых вод, то есть, Общество осуществляет застройку площадей залегания полезных ископаемых без необходимых документов, а именно без разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых.
Решением судьи Эльбрусского районного суда от 23 августа 2018 года постановление № 17/Ф/1-132/3 от 03 апреля 2017 года начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Росприроднадзора по СКФО оставлено без изменения, а жалоба Общества – без удовлетворения.
В дальнейшем, решением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 ноября 2018 года решение судьи Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 августа 2018 года оставлено без изменения, жалоба Общества – без удовлетворения.
23 января 2019 года представитель Общества - ФИО2 обратился с жалобой в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, в которой просит отменить названные судебные акты и постановление должностного лица Росприроднадзора по СКФО о назначении административного наказания от 03 апреля 2017 года, прекратить производство по делу.
В жалобе указывается, что в рассматриваемом случае спорное строение находится на земельном участке, специально отведенном для такой постройки, имеется вся проектная документация, проведена государственная экспертиза этой проектной документации на соответствие требованиям нормативных документов и результатам инженерных изысканий. Постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Автор жалобы отмечает, что незавершенный строительством объект приобретен обществом у проектно-производственного предприятия «Мик-ХХ1» по договору купли-продажи от 01.07.2000 и акту приема передачи от 08.07.2000, что подтверждается также постановлением главы администрации г. Тырныауза №143 от 17.05.94 и свидетельством на право собственности №828862 от 07.05.1999, выданным Эльбрусским райземкомом. Ранее в отношении предыдущего собственника не выносилось постановление о привлечении к ответственности по указанному пункту КоАП РФ. С учетом указанных обстоятельств заявитель не имел возможности обратиться в Департамент по недропользованию с заявлением о выдаче заключения до начала строительства, так как приобрел в собственность незавершенный строительством объект.
В жалобе также указано, что протокол об административном правонарушении в отношении составлялся в отсутствии представителя юридического лица. В протоколе не содержится сведений о дате и времени совершения административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении истребовано 31 января 2019 года и поступило в Верховный Суд КБР 12 февраля 2019 года.
Изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за застройку площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами.
В силу частей 1 и 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в редакции, действовавшей на момент привлечения к административной ответственности) проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
Приказом Минприроды России от 13 февраля 2013 г. N 53 утвержден Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента государственная услуга по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений предоставляется физическим и юридическим лицам.
Согласно абзацам 2 и 6 пункта 21 Административного регламента, конечным результатом предоставления государственной услуги является:
выдача заключения об отсутствии (наличии) полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки;
выдача разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.
Как установлено судами, основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явились следующие обстоятельства.
На основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора по СКФО) от 16 ноября 2016 года № 2732 «О проведении рейдового мероприятия соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах Национального парка «Приэльбрусье» Кабардино-Балкарской Республики» было проведено обследование территории Национального парка «Приэльбрусье» Кабардино-Балкарской Республики с 21 ноября по 12 декабря 2016 года.
По результатам обследования был составлен акт обследования территории № 16-2732/В/1 от 12 декабря 2016 года, согласно пункту 14 которого, на земельном участке с кадастровым номером 07:11:040201:0059, расположенном по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, с. Терскол, поляна «Ачы-Суу», общей площадью 2000 м2, (географические координаты 43°15"6.74" северной широты 42°31"24.47" восточной долготы) находится объект №14 - сооружение капитального типа, недостроенное, имеющее 6 этажей. Территория огорожена забором. На территории, также имеются двухэтажные постройки из кирпича. Шестиэтажное здание находится в 10 метрах с левой стороны от самоизливающегося источника минеральной воды и в 18 метрах от уреза воды р. Терскол. Сооружение находится в лесном массиве. Земельный участок, на котором расположен объект №14, на основании договора аренды заключенного с Администрацией сельского поселения Эльбрус от 11.07.2008 г. используется арендатором - ООО «Сервис-Центр» Лига-АА» в лице директора ФИО3 Участок, на котором находится объект №14, расположен в зоне хозяйственного назначения, согласно приказу Минприроды России от 25.02.2015 г. № 73 «Об утверждении Положения о национальном парке «Приэльбрусье».
Информация о проведении экологической экспертизы объекта строительства №14 в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике и в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу отсутствует.
15 декабря 2016 года определением главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО ФИО4 в отношении Общества с ограниченной ответственностью Фирма «Сервис-Центр «Лига-АА» (далее ООО Фирма «Сервис-Центр «Лига-АА», Общество) было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с проведением административного расследования (л.д.193-196. т.1).
20 марта 2017 года вышеуказанным должностным лицом в отношении юридического лица – ООО Фирма «Сервис-Центр «Лига-АА» был составлен протокол № 17/ф/1-132/1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признакам: застройка площадей залегания полезных ископаемых без разрешения.
Согласно данному протоколу, Росприроднадзором по СКФО был проведен рейдовый осмотр территории в границах национального парка «Приэльбрусье» Кабардино-Балкарской Республики, в ходе которого установлено, что в нарушение статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" ООО Фирма «Сервис-Центр «Лига-АА» осуществляет строительство гостиницы на земельном участке с кадастровым номером 07:11:040201:0059, расположенном по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, с. Терскол, поляна «Ачы-Суу», общей площадью 2000 м2, который полностью находится в контуре подсчета запасов водозабора Терскол Приэльбрусского месторождения подземных питьевых вод, то есть, осуществляет застройку площадей залегания полезных ископаемых без необходимых документов, а именно без разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых.
Также в протоколе указано, что, согласно информации Департамента по недропользованию по СКФО, ООО «Фирма Сервис-Центр» Лига-АА» не обращалось и не получало заключение о наличии либо отсутствии залежей полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а также разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых на данном участке в соответствии с требованиями Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 13.02.2013 №53.
По результатам рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении, было вынесено названное постановление № 17/Ф/1-132/3 начальника отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора по СКФО ФИО1 от 03 апреля 2017 года, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признакам: застройка площадей залегания полезных ископаемых без разрешения в виде административного штрафа в размере 150000 рублей (л.д.184-190, т. 1).
В последующем, данное постановление по жалобе Общества было проверено в судебном порядке и оставлено без изменения решением судьи Эльбрусского районного суда от 23 августа 2018 года, а также решением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 ноября 2018 года.
Судами при рассмотрении дела установлено, что решением главы администрации г. Тырныауза от 17 мая 1994 года № 143 Проектно-производственному предприятию «МИК-ХХI» г. Волгодонск Ростовской области был предоставлен для строительства базы отдыха земельный участок площадью 0,50 га, расположенный по адресу: Эльбрусский район, п. Терскол, поляна «Ачы-Су», 07 мая 1999 года Эльбрусским райкомземом было выдано свидетельство на право собственности на землю (л.д.32-35, 36-37, т.1).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 07 АД № 011325 от 15 октября 2005 года, на основании договора купли-продажи от 01 июля 2000 года, заключенного между ООО ППП «МИК-ХХI» и ООО Фирмой «Сервис-Центр» Лига - АА», зарегистрировано право ООО Фирмы «Сервис-Центр» Лига - АА» на незавершенное строительством 2-х этажное здание общей площадью 270 кв.м., 48% готовности (номер объекта 07:11:04:00311:001), расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский район, пос. Терскол, Ачы-Суу (л.д.38, т.1).
По договору аренды земельного участка от 11 июля 2008 года земельный участок с кадастровым номером 07:11:04 02 01:0059, расположенный по адресу: КБР, Эльбрусский район, с. Терскол, поляна «Ачы-Суу», общей площадью 2000 кв.м., находящийся под незавершенным строительством передан администрацией сельского поселения Эльбрус в аренду ООО Фирме «Сервис-Центр» Лига - АА» (л.д.17-24, т.1).
В силу пункта 4.1.3. договора арендатор имеет право возводить строения и сооружения в соответствии с целевым назначением арендуемого земельного участка при наличии разрешительной документации в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 20 марта 2017 года, на вышеуказанном земельном участке расположено сооружение капитального типа в 6 (шесть) этажей. Сооружение не достроено. Территория огорожена забором. На территории также имеются двухэтажные постройки из кирпича. Шестиэтажное здание находится в 10 метрах с левой стороны от самоизливающегося источника минеральной воды и в 18 метрах от уреза воды р. Терскол. Сооружение находится в лесном массиве. Участок, на котором находится объект №14, расположен в зоне хозяйственного назначения согласно приказу Минприроды России от 25.02.2015 г. № 73 «Об утверждении Положения о национальном парке «Приэльбрусье».
Как установлено судом по материалам дела, ООО «Фирма Сервис-Центр» Лига-АА» на арендованном земельном участке с кадастровым номером 07:11:04 02 01:0059, расположенном в лесном массиве, на территории национального парка «Приэльбрусье» осуществляет строительство объекта капитального строительства – шестиэтажной гостиницы, которое до настоящего времени не завершено.
Согласно справке Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу» от 10 февраля 2017 года №039, объект застройки расположен в контуре подсчета запасов водозабора Терскол Приэльбрусского месторождения подземных питьевых вод (л.д.205, т.1).
В связи с этим, в силу приведенных норм, при застройке площадей залегания полезных ископаемых требовалось получение заключения об отсутствии (наличии) полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, а также, в зависимости от полученного заключения - разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений.
Судами установлено, что застройщик ООО «Фирма Сервис-Центр» Лига-АА» не получал разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых на данном участке и заключение о наличии либо отсутствии залежей полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, (л.д.203, т.1).
Каких-либо данных, опровергающих приведенные выше обстоятельства, в жалобе также не приводится.
Кроме того, согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права от 18 апреля 2014 года, Обществом зарегистрированы права собственности на пять одноэтажных нежилых банных домика, расположенных также на поляне «Ачи-Суу» с. Терскол Эльбрусского района. Документом-основанием для регистрации права собственности указано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 18 февраля 2013 года RU07510307 (л.д.27-31, т.1).
С учетом изложенного, оценив в совокупности все материалы дела, суды пришли к обоснованным выводам о том, что Общество на предоставленном в аренду земельном участке с кадастровым номером 07:11:04 02 01:0059, в нарушение статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», осуществляет капитальное строительство, при отсутствии заключения о наличии либо отсутствии залежей полезных ископаемых в недрах под участком застройки, а также разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа на осуществление застройки,.
Судьей Верховного Суда КБР сделан правомерный вывод о том, что действия Общества по продолжению строительства шестиэтажного здания при отсутствии установленного законом разрешения компетентного органа на строительство, являясь продолжаемым и длительным неисполнением обязанностей по соблюдению требований статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» и получению этого разрешения, образуют состав длящегося правонарушения, предусмотренного статьей 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с этим, несостоятельны доводы об отсутствии в протоколе об административном правонарушении сведений о дате начала строительства объекта, поскольку данное обстоятельство не влияет на законность вынесенных процессуальных актов, так как, не является юридически значимым для исчисления срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы относительно составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества в отсутствие его представителя, мотивированно и обоснованно отклонены судом на том основании, что Обществу направлялось уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по его юридическому адресу, что подтверждается списком № 51 внутренних почтовых отправлений от 17 февраля 2017 года, однако, направленное сообщение не было получено по вине самого Общества, вернувшись за истечением срока хранения (л.д.160-169, т.1).
Таким образом, жалоба Общества не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, а также постановления должностного лица, доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были надлежащим образом исследованы при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили мотивированную правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Достоверность, относимость и допустимость собранных по делу доказательств не вызывает сомнений. Совокупность указанных доказательств являлась достаточной для вывода о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых актов, всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства дела, лицам, участвующим в деле, созданы необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав.
Действия Общества правильно квалифицированы по статье 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции статьи 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 августа 2018 года и решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Фирма «Сервис-Центр» Лига–АА», оставить без изменения, жалобу ООО Фирма «Сервис-Центр» Лига –АА»- без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики М.З. Ташуев