4А-38/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ярославль 24 февраля 2016 года
Председатель Ярославского областного суда Ананьев В.Н., рассмотрев жалобу ФИО4 на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 3 декабря 2015 года, которым
ФИО4, ... года рождения, уроженец и гражданин ..., ..., ..., ранее привлекавшийся к административной ответственности:
- 06.02.2015 года постановлением врио начальника отделения в Гаврилов-Ямском районе ОУФМС России по Ярославской области в г. Ростове по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ к административному штрафу в размере 2000 рублей,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы РФ; постановлено, что ФИО4 подлежит контролируемому самостоятельному выезду за пределы Российской Федерации, и разъяснено, что он обязан выехать с территории РФ в течение 5 дней со дня вступления постановления в законную силу,
и решение судьи Ярославского областного суда от 16 декабря 2015 года, которым постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 3 декабря 2015 года в отношении ФИО4 оставлено без изменения, а жалоба защитника ФИО1 – без удовлетворения,
у с т а н о в и л :
ФИО4 привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ. В постановлении установлены следующие обстоятельства совершения административного правонарушения.
03 декабря 2015 года в 10 часов 20 минут при проведении проверки за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использования их труда сотрудниками полиции по адресу: ..., выявлен гражданин ... ФИО4, который зарегистрирован по адресу: .... Данный иностранный гражданин проживает по адресу: ..., более 7 рабочих дней, а именно со 02.11.2015 года. В течение 7 рабочих дней вышеуказанный иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, со дня прибытия в место пребывания не предъявил принимающей стороне документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту. Тем самым ФИО4 нарушил режим пребывания (проживания) в РФ, то есть нарушение правил миграционного учета. В соответствии с подпунктом «а» п. 1 ч. 2 ст. 22, ст. 20 ФЗ-109 от 18.07.2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» гражданин ... ФИО4 не предъявил принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность, и миграционную карту, чем нарушил порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания. 6 февраля 2015 года гражданин ... ФИО4 ОУФМС России по Ярославской области в Гаврилов-Ямском районе привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. Таким образом, ФИО4 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, а именно повторно совершил нарушение правил миграционного учета.
В жалобе ФИО4 просит постановление и решение отменить как незаконные и направить дело на новое рассмотрение с учетом представленных доказательств. Указывает, что он не обладает знанием русского языка и не владеет им свободно, поскольку до сдачи экзамена на знание языка не имел возможности изучить его в той мере, которая позволяла бы свободно общаться без помощи переводчика с официальными уполномоченными лицами УФМС по Ярославской области; ни при составлении протокола об административном правонарушении от 03.12.2015 года, ни при рассмотрении протокола по существу переводчик не участвовал, хотя он (ФИО4) не в полной мере воспринимал суть происходящего. Считает, что при рассмотрении протокола и при рассмотрении жалобы не были приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела: наличие зарегистрированного брака и малолетней дочери, являющейся гражданкой РФ; на момент задержания у него не истек срок регистрации по адресу: ....; присутствие его в ... диктовалось необходимостью навестить дочь, находящуюся в больнице «...» вместе с ФИО2, являющейся его женой и матерью дочери. Поясняет, что нарушение им правил пребывания было вызвано стечением тяжелых жизненных обстоятельств и не преследовало цели выразить неуважение к законам РФ. Указывает, что он, будучи выдворенным за пределы РФ, лишится возможности содержать ребенка и жену, которая не работает, он является единственным кормильцем в семье. Считает, что выдворение его за пределы РФ не соответствует интересам его ребенка, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принципу справедливости и соразмерности конституционным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), влечет чрезмерное вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление и решение подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, гражданин ... ФИО4 въехал в Российскую Федерацию 03.10.2015 года по однократной обыкновенной визе со сроком пребывания по 08.12.2015 года, ему выдана миграционная карта со сроком пребывания с 03.10.2015 года до 08.12.2015 года, принимающей стороной в миграционной карте и принимающей организацией в визе указано ..., согласно отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (по адресу: ...) и отметке на миграционной карте уведомление в отношении ФИО4 08.10.2015 года принято ОУФМС России во Фрунзенском районе г. Ярославля и он поставлен на учет до 08.12.2015 года, в отрывной части бланка уведомления графы принимающей стороны заполнены и имеется подпись с печатью ....
Понятие принимающей стороны содержится в пункте 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»: «7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее – принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации».
В протоколе ... об административном правонарушении от 3 декабря 2015 года, составленном инспектором отдела иммиграционного контроля УФМС России по Ярославской области капитаном внутренней службы ФИО3, указаны следующие обстоятельства совершения административного правонарушения: «03 декабря 2015 года в 10 час. 20 мин. при проведении проверки за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда сотрудниками полиции по адресу: ..., выявлен гражданин ... ФИО4, который зарегистрирован по адресу: .... Данный иностранный гражданин проживает по адресу: ..., более 7 рабочих дней, а именно с 02.11.2015. В течении 7 рабочих дней вышеуказанный иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации со дня прибытия в место пребывания не предъявил принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и миграционную карту. Тем самым нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета. В соответствии с подпунктом «а» п. 1 ч. 2 ст. 22, ст. 20 ФЗ-109 от 18.07.2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» гр. ... ФИО4 не предъявил принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и миграционную карту, чем нарушил порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания. «06» февраля 2015 года, гражданин ... ФИО4, ОУФМС в Гаврилов-Ямском районе привлечен по ч. 1, ст. 18.8 КоАП РФ к административной ответственности, вступившим 16.02.2015 года в законную силу, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ, на основании Федерального закона от 23.07.2013 № 207-ФЗ».
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении не конкретизирована принимающая сторона, которой ФИО4 должен был предъявить документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту. Сведения о принимающей стороне необходимы для разрешения данного дела, но в нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ не указаны в протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, вследствие этого вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение подлежат отмене. Поскольку допущенное при составлении протокола об административном правонарушении существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ не может быть восполнено при новом рассмотрении дела, а возможность принятия решения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, не предусмотрена ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, то производство по данному делу об административном правонарушении следует прекратить.
Что касается доводов жалобы ФИО4 о нарушении права пользоваться помощью переводчика, то они несостоятельны, поскольку как при составлении протокола об административном правонарушении, так и в судебных заседаниях 03.12.2015 года и 16.12.2015 года ФИО4 последовательно заявлял, что русским языком владеет и в услугах переводчика не нуждается.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
Постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 3 декабря 2015 года и решение судьи Ярославского областного суда от 16 декабря 2015 года отменить и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО4 прекратить.
Председатель
Ярославского областного суда В.Н. Ананьев