4а-392
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 сентября 2017 года город Архангельск
Заместитель председателя Архангельского областного суда Старопопов А.В., рассмотрев жалобу начальника отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ФИО7 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 26 января 2017 года, решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 апреля 2017 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 26 января 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 апреля 2017 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ректора частного образовательного учреждения высшего образования «Институт управления» ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Начальник отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ФИО6 в жалобе просит отменить судебные постановления, считая их незаконными.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 01 июля 2016 года в адрес ЧОУ ВО «Институт управления» Управлением надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки вынесено предписание № 07-55-215/38-3 об устранении в срок до 03 августа 2016 года выявленных нарушений, а также причин, способствующих их совершению, а также необходимости представления в Рособрнадзор отчета об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений.
01 августа 2016 года законным представителем ЧОУ ВО «Институт управления» в адрес Рособрнадзора был направлен отчет об исполнении предписания от 01 июля 2016 года.
09 декабря 2016 года по результатам документарной проверки в отношении ЧОУ ВО «Институт управления» начальник отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки пришел к выводу, что предписание от 01 июля 2016 года выполнено не в полном объеме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ректора ЧОУ ВО «Институт управления» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 19.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья пришел к выводу о незаконности требований изложенных в предписании об устранении нарушений подпункта 18 пункта 68, пункта 116 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования; пункта 3 статьи 54, пунктов 1, 7 статьи 60 Закона Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; пунктов 9 и 20 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года №706; пункта 62 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 №1367.
Требования об устранении нарушений пунктов 16 и 32 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры выполнены в полном объеме.
Законность и обоснованность постановления мирового судьи проверена судьей районного суда, обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отмене состоявшегося постановления, не установлено.
Оснований для переоценки установленных при рассмотрении дела обстоятельств не имеется.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
При этом Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 3.1 постановления от 17 июля 2002 года N 13-П (подтвержденной в постановлении от 11 мая 2005 года N 5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела, и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, а именно, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Проанализировав вышеуказанные нормативные положения, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, таких оснований в рассматриваемом случае не усматривается.
Доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с оценкой исследованных судом доказательств, что само по себе не может служить достаточным основанием к пересмотру вступившего в законную силу судебного решения в порядке статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с ухудшением положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 и статьей 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 26 января 2017 года, решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 17 апреля 2017 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ФИО5 - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.В. Старопопов