ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-392/2016 от 18.11.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Мировой судья – Т.Ф. Аникина № 4а-392/2016

Федеральный судья – А.С. Гракович

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 ноября 2016 года город Южно-Сахалинск

Исполняющий обязанности заместителя председателя Сахалинского областного суда Крылов Н.А., рассмотрев жалобу С.С.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Долинского района Сахалинской области от 19 июля 2016 года и решение судьи Долинского городского суда от 14 сентября 2016 года по делу о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

09 июня 2016 года постановлением заместителя Долинского городского прокурора в отношении начальника отдела муниципального контроля администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» С.С.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Долинского района Сахалинской области от 19 июля 2016 года С.С.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Решением судьи Долинского городского суда от 14 сентября 2016 года названное постановление оставлено без изменения.

17 октября 2016 года на вышеуказанные вступившие в силу судебные акты С.С.А. в Сахалинский областной суд подана жалоба, в которой он просит их отменить. В обоснование жалобы указывает, что запросы №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года и №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года направлены в адрес ООО «<данные изъяты>» в рамках осуществления законной деятельности должностного лица для полноты административного материала в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ. Обращает внимание на нарушение порядка производства по делу, поскольку он не был уведомлен о времени и месте вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Дело истребовано из судебного участка № 4 Долинского района Сахалинской области и поступило в Сахалинский областной суд 24 октября 2016 года.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно частям 1 и 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 2 – 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Таким образом, положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, в числе которых предусматривают обязательное извещение лица о времени и месте составления протокола.

Из содержания указанных норм следует, что возможность составления протокола при отсутствии привлекаемого к ответственности лица допускается лишь тогда, когда у прокурора (административного органа) имеются сведения, свидетельствующие о получении этим лицом соответствующей информации о составлении протокола.

При этом Кодекс об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, но при этом позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.

В силу частей 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные гражданам, в том числе должностным лицам, направляются по месту их жительства.

Как следует из материалов дела, 09 июня 2016 года заместителем Долинского городского прокурора в отношении начальника отдела муниципального контроля администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» С.С.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вынесено в отсутствие С.С.А.

В материалах дела имеется повестка о вызове для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 июня 2016 года, которая была направлена в адрес С.С.А. по месту нахождения юридического лица администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>», что подтверждается отметкой канцелярии администрации о получении повестки.

Данные о получении указанного извещения непосредственно С.С.А. отсутствуют.

Кроме того, с учетом положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направление извещения о месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на адрес юридического лица при отсутствии данных, позволяющих контролировать его получение С.С.А., который является участником производства по настоящему делу как физическое (должностное) лицо, не освобождало прокурора от обязанности направить ему извещение по месту жительства, указанному в материалах дела.

Из материалов дела следует, что копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении С.С.А. не направлялась.

Из пояснений заместителя прокурора Долинского района Ч.А.А. в судебном заседании 19 июля 2016 года (л.д.60) следует, что он лично явился в администрацию муниципального образования городской округ «Долинский» для вручения С.С.А. извещения, однако последний отказался его получить.

С.С.А. указанные обстоятельства оспаривает. Акт об отказе С.С.А. от получения повестки в материалах дела отсутствует. Факт получения повестки именно С.С.А. судьями обеих инстанций достоверно не установлен.

Поэтому постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, представляющее собой основополагающий документ, фиксирующий событие административного правонарушения, является недопустимым доказательством, в связи с чем основанные на нем постановление мирового судьи судебного участка № 4 Долинского района Сахалинской области и решение судьи Долинского городского суда подлежат отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности заместителя председателя Сахалинского областного суда

п о с т а н о в и л :

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Долинского района Сахалинской области от 19 июля 2016 года и решение судьи Долинского городского суда от 14 сентября 2016 года по делу о привлечении С.С.А. к административной ответственности по части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с частью 3 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.

Исполняющий обязанности

заместителя председателя

Сахалинскогообластногосуда Н.А.Крылов