4а-393/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара «13» мая 2019 года
Председатель Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу Молоковой А.В. представителя по доверенности Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» на постановление мирового судьи судебного участка №32 Октябрьского судебного района г.Самары Самарской области от 14.01.2019г. и решение Октябрьского районного суда г.Самары от 12.03.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
09.11.2018г. государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Постановлением мирового судьи судебного участка №32 Октябрьского судебного района г.Самары Самарской области от 14.01.2019г. Ассоциация «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» привлечена к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 12.03.2019 г. постановление мирового судьи от 14.01.2019 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Молокова А.В. представитель по доверенности Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» ссылается на незаконность и необоснованность привлечения Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» к административной ответственности и несоответствие выводов предыдущих судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела; считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств; обращает внимание, что Ассоциация не может нести административную ответственность, поскольку нарушение температурного режима горячей воды связано с действиями АО <данные изъяты>, выразившиеся в длительном устранении аварии на магистральном трубопроводе, обеспечивающим горячее водоснабжение, при этом Ассоциацией приняты все необходимые меры по исполнению предписания: - проверен весь обслуживаемый участок МКД и оставлены заявки в АО <данные изъяты>; указывает, что предписание не содержит формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, связанные с прекращением и устранением выявленных нарушений; просит состоявшиеся судебные решения в отношении Ассоциации отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно п.11 (1) вышеуказанных Правил, минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Минимальный перечень).
В соответствии с абз. 2 п. 18 Минимального перечня управляющая организация при осуществлении управления многоквартирным домом обязана осуществлять Общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п.2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493, одной из задач государственного жилищного надзора, осуществляемого государственными жилищными инспекциями, является, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений жилищного законодательства в сфере использования и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
В силу подп. 3 п. 5 ст.20 Жилищного кодекса РФ, государственные жилищные инспекторы вправе во исполнение вышеназванной задачи выдавать предписания о прекращении и устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 18.09.2018 г. консультантом государственного жилищной инспекции Самарской области на основании распоряжения заместителя руководителя – руководителя центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области №Сор-62039 от 27.08.2018г., проведена внеплановая выездная проверка в отношении Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья», по результатам которой установлено, что юридическим лицом допущено нарушение п.18 абз.2 гл.2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013г. №290; Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416; п.5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170; п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491; п.5 Приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354; условий договора управления многоквартирным домом, - выразившееся в нарушении температурного режима горячей воды в точке разбора, расположенного по адресу: <адрес>. При инструментальном замере термометром контактным ТК-5.05 температура горячей воды в квартире № составила +49,4 С при нормативе не менее 60 С, в связи с чем выдано предписание от 18.09.2018г. №Сор-62039 об устранении в срок до 12.10.2018г. выявленного нарушения (л.д.18).
В ходе проведенной 08.11.2018г. по распоряжению заместителя руководителя - руководителя центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области №Сор-63916 от 12.10.2018г. проверки, консультантом государственной жилищной инспекции Самарской области установлено невыполнение Ассоциацией «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» в установленный до 12.10.2018г. срок вышеуказанного предписания, что было отражено в акте проверки предписания №Сор-63916 от 08.11.2018 г. (л.д. 11)
Выявленное нарушение явилось основанием для составления 09.11.2018г. консультантом государственного жилищной инспекции Самарской области в отношении Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
В подтверждение, что Ассоциацией совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №СОр-63916 от 09.11.2018 г. (л.д.3-4); уведомление – вызов о составлении протокола об административном правонарушении СОр-63916 от 08.11.2018г. с отметкой о получении ФИО2 – представителем по доверенности Ассоциации 08.11.2018г. (л.д.7-8); акт – проверки предписания СОр-63916 от 08.11.2018г. с отметкой о получении ФИО2 – представителем по доверенности Ассоциации от 08.11.2018г. (л.д.11-12; 39); распоряжение заместителя руководителя - руководителя центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области №Сор-63916 от 12.10.2018 г. о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Ассоциацией (л.д.13-15); предписание №Сор-63039 от 18.09.2018г. о принятии мер Ассоциацией по устранению нарушения температурного режима горячей воды на вводе в многоквартирный дом и в точке разбора квартиры № по адресу: <адрес> до 12.10.2018 г. (л.д.18-19; 37); сведения из ЕГРЮЛ в отношении Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» по состоянию на 03.12.2018 г. (л.д. 29-36); акт – проверки №Сор-63039 от 18.09.2018 г. (л.д. 38); предписание о принятии мер Ассоциацией по устранению нарушения температурного режима горячей воды в точке разбора квартиры № по адресу: <адрес> до 07.12.2018 г. (л.д. 40), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола судебными инстанциями не установлено.
Предписание №Сор-62039 от 18.09.2018г. выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, поскольку содержит подробное описание самих нарушений требований жилищного законодательства, а также указания на нормы права, нарушенные Ассоциацией «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья».
Данных, подтверждающих, что Ассоциацией предприняты своевременно все меры для выполнения предписания в установленный срок до 12.10.2018г., в том числе уведомлен орган, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, о невозможности выполнения предписания в указанный срок, и обращалась с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не представлено и к надзорной жалобе в подтверждение доводов не приложено.
Состав ч. 24 ст.19.5 КоАП РФ является формальным и, в данном случае, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что предписание №Сор-63039 от 18.09.2018 г. признано незаконным, согласно решению Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-34147/2018 от 22.02.2019 г. требование по заявлению Молоковой А.В. представителя по доверенности Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» о признании предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области №Сор-62039 от 18.09.2018 г., недействительным оставлено без удовлетворения.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении предписание №Сор-62039 от 18.09.2018 г. не признано незаконным и не отменено, Ассоциация «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» правильно привлечена к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок данного предписания.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Ассоциацией не приняты все зависящие от нее необходимые меры по надлежащему и своевременному исполнению предписания об устранении нарушений требований жилищного законодательства в установленный срок до 12.10.2018 года.
Доводы надзорной жалобы об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения опровергаются приведенными выше объективными доказательствами, непосредственно исследованными судебными инстанциями, которые в совокупности свидетельствуют о том, что Ассоциация не выполнила в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, об устранении нарушений лицензионных требований.
Доводы надзорной жалобы, что нарушение температурного режима горячей воды связано с действиями АО <данные изъяты>, выразившимися в длительном устранении аварии на магистральном трубопроводе, обеспечивающим горячее водоснабжение, при этом Ассоциацией приняты все необходимые меры по исполнению предписания: - проверен весь обслуживаемый участок МКД и оставлены заявки в АО <данные изъяты>, не являются основанием для освобождения Ассоциации от административной ответственности, и не свидетельствуют о том, что Ассоциацией отвечающей перед собственниками за качество поставляемой коммунальной услуги, были предприняты исчерпывающие меры, направленные на выполнение предписания №Сор-62039 от 18.09.2018 г. об устранении нарушений температурного режима горячего водоснабжения в точке разбора в квартире <адрес> в установленный срок.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» состава административного правонарушения предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, финансовое и имущественное положение юридического лица и обоснованно пришел к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, в соответствии с положениями ч.3.2, ст.4.1 КоАП РФ, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица.
При рассмотрении жалобы Молоковой А.В. представителя по доверенности Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» на постановление мирового судьи от 14.01.2019г. судьей Октябрьского районного суда г. Самары дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 12.03.2019г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения юридического лица - Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Довод о формальном рассмотрении дела судебными инстанциями не заслуживает внимания и основан только на субъективном мнении автора жалобы. При рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда непосредственно исследованы материалы дела, вынесенные судебные решения мотивированы и не оставляют сомнений о всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств по делу. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает. Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.
Вопреки доводам надзорной жалобы, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости предыдущих судебных инстанций при рассмотрении дела, в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу юридического лица - Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья», по делу не усматривается.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшихся судебных решений отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №32 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 14.01.2019г. и решение Октябрьского районного суда г. Самары от 12.03.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» оставить без изменения, а надзорную жалобу Молоковой А.В. представителя по доверенности Ассоциации «Самарское региональное содружество товарищества собственников жилья» оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Председатель
Самарского областного суда В.В. Кудинов