ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-396/17 от 29.03.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

№4а-396/2017

Судья Коннова О.С. Судья Майорова Е.Н.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 марта 2017 года г. Челябинск

Заместитель председателя Челябинского областного суда Аброськина Е.А., рассмотрев жалобу защитника Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Жигала Т.В. на решение судьи Карталинского городского суда Челябинской области от 10 октября 2016 года и решение судьи Челябинского областного суда от 21 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ по охране природы Челябинской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области от 29 июня 2016 года Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере **** (****) рублей.

Решением судьи Карталинского городского суда Челябинской области от 10 октября 2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением судьи Челябинского областного суда от 21 декабря 2016 года постановление должностного лица и решение судьи городского суда оставлены без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, защитник ОАО «РЖД» Жигала Т.В. просит об их отмене, считая незаконными.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.

Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.


2

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

В соответствии с п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается сброс точных, в том числе дренажных, вод

Из материалов дела следует, что 27 апреля 2016 года на основании приказа Министра экологии Челябинской области от 19 апреля 2016 года № 261 Магнитогорским территориальным отделом регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области проведена рейдовая проверка с целью выявления фактов, изложенных в устном обращении гражданина (вх.№ 608-1 от 01.04.2016г.) о наличии несанкционированной свалки мусора и сброса сточных вод на рельеф местности в водоохранной зоне реки Карталы -Аят. В ходе проверки установлено, что юридическим лицом ОАО «РЖД» в лице Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» нарушен режим использования земельных участков, расположенных в водоохраной зоне реки Карталы-Аят.

А именно: 27 апреля 2016 года на земельном участке, расположенном в 150 метрах на юго-восток от уреза воды реки Карталы-Аят, вдоль автодороги Варна - Бреды, вблизи железнодорожного моста пути перегона Карталы -1 Пост «Б» (Тобольское направление) осуществлялся выход (сброс) очищенных сточных вод на почву (рельеф местности) из 2-х отверстий, расположенных на расстоянии 5 метров друг от друга в верхней части трубопровода диаметром 400 мм. Трубопровод проходит под землей, но в месте выхода (сброса) грунт размыт сточными водами. Запах сточных (канализационных) вод не ощущался. Площадь земельного участка, на который осуществлен сброс сточных вод, затоплена. Далее сточные воды по рельефу местности поступают в реку Карталы-Аят.

Собственником сооружения - самотечный коллектор канализ. от 5 пруда реки, назначение - инженерно - коммуникационное, площадь: общая протяженность - 1301,17 м. с местоположением: Россия, Челябинская область, г. Карталы, является ОАО «РЖД», что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области 74 АГ 736359 от 16 января 2012 года.

По результатам проверки составлен акт № 39 от 10 мая 2016 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований в области охраны и использования земель .

Событие административного правонарушения и виновность в его совершении ОАО «РЖД» подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе: протоколом № 217-2016 от 10 июня 2016 года; актом проверки № 39 от 10 мая 2016 года; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 39\1от 27 апреля 2016 года;


3

планом-схемой к акту обследования и фототаблицей к акту обследования территории.

Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства, в деле не содержится.

Доводы жалобы об отсутствии доказательств вины ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.12 КоАП РФ, не нашли своего подтверждения.

Факт сброса сточных вод из трубопровода (сооружение - самотечный коллектор канализ., инв. № 75:418:002:000003210) зафиксирован в ходе проведения проверки Магнитогорским территориальным отделом регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области. Установление географических координат на местности не является обязательным условием при определении места правонарушения, доводы жалобы об этом несостоятельны. Место правонарушения установлено - Челябинская область, Карталинский район, в 150 метрах на юго-восток от уреза воды реки Карталы-Аят, вдоль автодороги Варна - Бреды, вблизи железнодорожного моста пути перегона Карталы - 1 Пост «Б» (Тобольское направление).

Ссылки в жалобе на то, что ОАО «РЖД» в лице Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению осуществляет сброс очищенных сточных вод с очистных сооружений канализации ст. Карталы в р. Карталы-Аят на основании решения Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированного в водном реестре 15 апреля 2016 года № 74-14.01.05.002-Р-РСБХ-С-2016-01003/00, нельзя признать состоятельными. Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области выпуск разрешен непосредственно в водный объект. Сброс сточных вод на водосборную площадь в водоохраной зоне водных объектов является нарушением действующего законодательства.

Таким образом, ОАО «РЖД», являясь собственником сооружения (самотечный коллектор канализ., инв. № 75:418:002:000003210), нарушило режим использования земельных участков в водоохранной зоне реки Карталы-Аят: допущен выход (сброс) очищенных сточных вод на почву (рельеф местности) из 2-х отверстий, расположенных на расстоянии 5 метров друг от друга в верхней части трубопровода диаметром 400 мм.

Доводы жалобы о том, что проверка юридического лица проведена в нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являлись предметом рассмотрения судьи областного суда, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебном решении.

Как правильно установил судья областного суда, настоящая рейдовая проверка проводилась по обращению гражданина с целью выявления фактов загрязнения акватории водного объекта, нарушения режима использования земельных участков в водоохранной зоне, а также для установления


4

юридических лиц, являющихся возможными нарушителями природоохранного законодательства, в связи с чем положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в данном случае применению не подлежат.

В связи с изложенными обстоятельствами ссылки в жалобе на то, что Министерство экологии, как орган регионального контроля, не имело полномочий по проведению проверки в отношении ОАО «РЖД», подлежащего федеральному государственному контролю со стороны органов Росприроднадзора, несостоятельны.

Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - ОАО «РЖД» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований в области природоохранного законодательства. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ОАО «РЖД» выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором РФ по охране природы Челябинской области 29 июня 2016 года вынесено постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ.

Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судьи пришли к обоснованному выводу о виновности ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ, и об отсутствии оснований к отмене постановления государственного инспектора.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, в своей совокупности явились достаточными для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны событие административного правонарушения, и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела.

Постановление вынесено должностным лицом в соответствии с требованиями ст. ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие


5

правонарушений, квалификация деяния. Копия постановления вручена представителю ОАО «РЖД» в установленном законом порядке.

При рассмотрении жалоб ОАО «РЖД» на постановление по делу об административном правонарушении, судьями дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В судебных актах дана полная и объективная оценка доводам жалобы.

При рассмотрении дела об административном правонарушении защитник юридического лица принимал участие в судебных заседаниях, обосновывал позицию защиты по делу, представлял доказательства. Таким образом, ОАО «РЖД» не было лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст.8.12 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1,3.5,4.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Карталинского городского суда Челябинской области от 10 октября 2016 года и решение судьи Челябинского областного суда от 21 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» оставить без изменения, жалобу защитника Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Жигала Т.В. - без удовлетворения.

Заместитель председателя областного суда

Е.А. Аброськина