ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-397/2015 от 04.12.2015 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Федеральный судья – Ю.В.Абикова дело № 4а-397/2015

Федеральный судья – Н.В.Пискунова

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 декабря2015года городЮжно-Сахалинск

Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>М.Д.Е. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области от 08 мая 2015 года, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 30 июня 2015 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 16 сентября 2015 года по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области от 08 мая 2015 года общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 30 июня 2015 года данное постановление отставлено без изменения.

Решением судьи Сахалинского областного суда от 16 сентября 2015 года указанное решение оставлено без изменения.

27 октября 2015 года в Сахалинский областной суд на перечисленные выше акты, вступившие в силу, поступила жалоба представителя ООО <данные изъяты>М.Д.Е., в которой он просит их отменить и прекратить производство по делу. Считает необоснованным вывод суда о том, что обязанность по уплате платы за размещение отходов возложена на лицо, которое их образовало. Обращает внимание на то, что общество не передавало отходы на размещение, поскольку заключило договор с ООО <данные изъяты> на обезвреживание и утилизацию, что не является видами негативного воздействия на окружающею среду. Указывает, что в настоящее время не разработан порядок исчисления и взимания платы за факт образования отходов, переданных на обезвреживание и утилизацию, а в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о размещении кем-либо отходов, образовавшихся в ходе деятельности общества и переданных на утилизацию и обезвреживание. Считает необоснованным вывод суда о том, что плату за негативное воздействие на окружающею среду должно платить лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы, кроме твердых коммунальных отходов, что согласуется с изменениями в законодательстве, поскольку из смысла статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недопустимо в качестве обоснования правомерности привлечения лица к ответственности обращение к закону, не вступившему в законную силу, кроме того, исходя из изменений, вступающих в силу с 01 января 2016 года общество не должно уплачивать плату за негативное воздействие на окружающею среду в случае, если мусор является твердыми коммунальными отходами. Обращает внимание на то, что согласно статье 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в редакции от 01 января 2015 года, законодательство утратило нормы о необходимости платы за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников.

Дело истребовано из Южно-Сахалинского городского суда и поступило в Сахалинский областной суд 09 ноября 2015 года.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632, установлено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Следовательно, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал текущего года должна производиться не позднее 20 июля текущего года.

Как следует из Главы 2 Устава ООО <данные изъяты>, общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе организацию производства продуктов питания, пунктов общественного питания, магазинов, кафе, баров, поставке продуктов

Согласно представленному ООО <данные изъяты> в Управление Росприроднадзора по Сахалинской области расчета за негативное воздействие на окружающею среду за 2 квартал 2014 года, общество в процессе деятельности оказывало негативное воздействие на окружающею среду в виде выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ, а также размещения отходов производства и потребления, в связи с чем, в срок до 20 июля 2014 года общество обязано было внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 21117 рублей 62 копейки.

Фактически ООО <данные изъяты> внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2014 года в размере 21117 рублей 62 копейки платежным поручением от 21 августа 2014 года , то есть с нарушением установленных законодательством сроков.

Указанное обстоятельство ООО <данные изъяты> не оспаривается.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО <данные изъяты> состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводу жалобы, выводы суда о том, что обязанность по уплате платы за размещение отходов возложена на лицо, которое их образовало, является законным и обоснованным.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 309-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также продуктов (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Таким образом, ООО <данные изъяты>, накапливая отходы, образованные в результате хозяйственной и иной деятельности общества, является субъектом вмененного административного правонарушения и обязано производить выплаты за негативное воздействие на окружающую среду.

Заключение ООО <данные изъяты> 31 декабря 2013 года договора с ООО <данные изъяты> на оказание услуг по вывозу и утилизации бытового мусора от предприятий всех форм собственности не освобождает организацию, которой принадлежит право собственности на отходы, по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку указанным договором не предусмотрен переход права собственности на отходы от ООО <данные изъяты>» к ООО <данные изъяты>

Ссылка судьи Сахалинского областного суда на статью 16.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вступающей с силу с 01 января 2016 года, в которой закреплено, что плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, приведена в решении для выявления смысла нормативного регулирования, действующего на момент совершения административного правонарушения, и не может служить основанием для отмены правильных по существу судебных актов по делу.

Указание в жалобе на то, что согласно изменениям, внесенным в статью 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», вступившим в силу 01 января 2015 года,законодательство утратило нормы о необходимости платы за негативное воздействие на окружающею среду от передвижных источников, также не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку указанные изменения не исключают обязанность ООО <данные изъяты> производить плату за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами во 2 квартале 2014 года.

При таком положении, учитывая, что по делу правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда

постановила:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области от 08 мая 2015 года, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 30 июня 2015 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 16 сентября 2015 года по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>М.Д.Е. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

ФИО1 Усольцева