Судья 1 инст. – Богданова Е.А.
Судья 2 инст. – Савушкина О.С.
4«а»-398/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
7 декабря 2018 года г. Смоленск
И.о. председателя Смоленского областного суда Ерофеев А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление консультанта отдела государственного ветеринарного надзора Главного управления ветеринарии Смоленской области от 8 июня 2018 года, решение судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 15 августа 2018 года и решение судьи Смоленского областного суда от 26 сентября 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением консультанта отдела государственного ветеринарного надзора Главного управления ветеринарии Смоленской области от 8 июня 2018 года, оставленными без изменения решением судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 15 августа 2018 года и решением судьи Смоленского областного суда от 26 сентября 2018 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
ФИО1 обратился в Смоленский областной суд с жалобой на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные решения, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, просит отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к выводу об отмене состоявшихся по данному делу постановления должностного лица и решений суда.
В силу ч.2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Ч. 2 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года № 589 утверждены Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (далее - Ветеринарные правила), которыми установлены формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1 в нарушение требований пунктов 2, 3 названных Ветеринарных правил 8 июня 2018 года у населенного пункта Полицкое Шумячского района Смоленской области перевозил в принадлежащем ему транспортном средстве «<данные изъяты>» около 300 кг мяса говядины и 13 шкур крупного рогатого скота без ветеринарных сопроводительных документов.
Данные обстоятельства, выявленные в результате пограничного контроля, послужили основанием для вынесения 8 июня 2018 года консультантом отдела государственного ветеринарного надзора Главного управления ветеринарии Смоленской области постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, ФИО1 обжаловал его в судебном порядке.
Суды при рассмотрении данного дела признали факт совершения ФИО1 вмененного административного правонарушения, процессуальных нарушений при рассмотрении дела консультантом отдела государственного ветеринарного надзора Главного управления ветеринарии Смоленской области не усмотрели.
Между тем суды не учли следующее.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
В ст. 22.2 КоАП РФ определены полномочия должностных лиц, которые от имени соответствующих органов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В силу ч. 7 ст. 22.2 КоАП РФ перечисленные в названной статье должностные лица обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.14 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.8 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор.
В ч. 2 этой статьи перечислены должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 ст. 23.14 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении ФИО1).
К таким лицам закон относит: главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, его заместителей; главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, их заместителей; главного государственного ветеринарного инспектора субъектов Российской Федерации, их заместителей; главного государственного ветеринарного инспектора городов, районов, их заместителей; главного государственного ветеринарного инспектора; главного государственного ветеринарного инспектора федерального органа исполнительной власти в области обороны, федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и других федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ч. 2 ст. 23.14 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым государственные ветеринарные инспектора исключены из числа лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
На момент возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1 8 июня 2018 года действовала редакция Постановления Администрации Смоленской области от 27 февраля 2012 года №130 (ред. от 01.04.2016) «Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления ветеринарии Смоленской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора на территории Смоленской области».
Согласно данного постановления осуществление регионального государственного ветеринарного надзора на территории Смоленской области возложено на начальника Главного управления ветеринарии Смоленской области - главного государственного ветеринарного инспектора Смоленской области; заместителя начальника Главного управления ветеринарии Смоленской области - заместителя главного государственного ветеринарного инспектора Смоленской области; главного специалиста сектора государственного ветеринарного надзора Главного управления ветеринарии Смоленской области; главного специалиста - юриста сектора юридической и кадровой работы Главного управления ветеринарии Смоленской области; ведущего специалиста сектора государственного ветеринарного надзора Главного управления ветеринарии Смоленской области.
Постановлением Администрации Смоленской области от 25 июня 2018 года № 413 «О внесении изменений в перечень должностных лиц Главного управления ветеринарии Смоленской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора на территории Смоленской области» внесен в перечень должностных лиц Главного управления ветеринарии Смоленской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора на территории Смоленской области, консультант отдела государственного ветеринарного надзора Главного управления ветеринарии Смоленской области.
На основании изложенного, консультант отдела государственного ветеринарного надзора Главного управления ветеринарии Смоленской области ФИО2 не являлся на момент вынесения постановления об административном правонарушении от 8 июня 2018 года в отношении ФИО1 должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 23.14 КоАП РФ консультант отдела государственного ветеринарного надзора Главного управления ветеринарии Смоленской области ФИО2 не наделен полномочиями по рассмотрению дел о привлечении к административной ответственности по ст. 10.8 КоАП РФ.
При пересмотре постановления о привлечении к административной ответственности данное обстоятельство оставлено судьями городского и областного суда без правовой оценки.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенное по данному делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела и законность обжалуемых актов.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах постановление консультанта отдела государственного ветеринарного надзора Главного управления ветеринарии Смоленской области от 8 июня 2018 года, решение судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 15 августа 2018 года и решение судьи Смоленского областного суда от 26 сентября 2018 года, вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Смоленском областном суде настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.30.16-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление консультанта отдела государственного ветеринарного надзора Главного управления ветеринарии Смоленской области от 8 июня 2018 года, решение судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 15 августа 2018 года и решение судьи Смоленского областного суда от 26 сентября 2018 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.
И.о. председателя
Смоленского областного суда ФИО3