ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-39/2014 от 24.03.2014 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

№ 4А-39/2014

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 24 марта 2014 года

Председатель Верховного Суда Республики Марий Эл Давыдов А.С., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 на постановление старшего инспектора БДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 06 марта 2013 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 апреля 2013 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 мая 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ..., зарегистрированной и проживающей по адресу: ...,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего инспектора БДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 06 марта 2013 года ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.

В связи с оспариванием ФИО1 наличия события правонарушения при вынесении постановления должностным лицом в соответствии с ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении.

Считая указанное постановление незаконным, ФИО1 обжаловала его в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 апреля 2013 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением судьи, ФИО1 подала на него жалобу в Верховный Суд Республики Марий Эл.

Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 мая 2013 года решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 апреля 2013 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл
19 февраля 2014 года жалобе в порядке надзора ФИО1 просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебные постановления отменить, как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Заявитель полагает, что судебными инстанциями ошибочно не принят во внимание ее довод о том, что дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» установлен у дома 122 по улице Волкова города Йошкар-Олы с нарушением требований ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 50597. Вместе с тем, как указывает заявитель жалобы, решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 мая 2013 года по гражданскому делу по заявлению ФИО2 об оспаривании решения Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 18 января 2013 года о выставлении дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», выставленного на пересечении улиц Кремлевская и Волкова г. Йошкар-Олы, дорожного знака 3.18.1 «Поворот направо запрещен», выставленного на повороте направо с улицы Кремлевская на улицу Волкова г. Йошкар-Олы, дорожного знака 3.18.2 «Поворот налево запрещен», выставленного на повороте налево с улицы Кремлевская на улицу Волкова г. Йошкар-Олы, вышеуказанное решение органа местного самоуправления признано незаконным по причине его несоответствия требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», на Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» возложена обязанность немедленно после вступления решения суда в законную силу демонтировать указанные дорожные знаки. Названное решение апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 августа 2013 года оставлено без изменения, вступило в законную силу. Кроме того, п. 2 постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 10 августа 2012 года № 1964 «О внесении изменений в постановление мэра города Йошкар-Олы № 113 от 30 января 2007 года и отнесении участка автомобильной дороги к автомобильным дорогам необщего пользования», на котором основаны выводы должностного лица и судебных инстанций о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, признан постановлением Конституционного суда Республики Марий Эл от 01 августа 2013 года не соответствующим Конституции Республики Марий Эл, ее ст.ст. 2, 7 (ч. 3), 17 (ч. 3), 18, 19 (ч. 1) и 55 (ч. 3). В п. 2 резолютивной части названного постановления указано, что в соответствии с ч. 3 ст. 75 Закона Республики Марий Эл от 11 марта 1997 года № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл» положения нормативного правового акта, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения настоящего постановления, а решения иных органов, основанные на данном нормативном положении, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, поступившего в Верховный Суд Республики Марий Эл 28 февраля 2014 года, нахожу указанную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Пункт 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - ПДД РФ), устанавливает обязанность для участников дорожного движения знать и соблюдать относящиеся к ним требования ПДД РФ, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Согласно Приложению 1 к ПДД РФ дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» запрещает въезд всех транспортных средств в данном направлении.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 названной статьи и другими статьями главы 12 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей (в редакции статьи, действовавшей на момент совершения правонарушения).

Из материалов дела следует, что ФИО1 привлечена к административной ответственности за то, что 06 марта 2013 года в 15 часов 10 минут у дома 122 по улице Волкова г. Йошкар-Олы, управляя транспортным средством – автомобилем ..., государственный регистрационный знак ..., в нарушение п. 1.3 ПДД РФ проигнорировала требования дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», въехав в зону действия данного знака.

При этом судебные инстанции в обоснование выводов о виновности ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения и в опровержение приводимых ею доводов при обжаловании соответствующих постановления должностного лица и судебных постановлений указывали на соответствие установки дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», выставленного на пересечении улиц Кремлевская и Волкова г. Йошкар-Олы, требованиям ГОСТов в области дорожной деятельности со ссылкой на постановление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 10 августа 2012 года № 1964 «О внесении изменений в постановление мэра города Йошкар-Олы от 30 января 2007 года № 113 и отнесении участка автомобильной дороги к автомобильным дорогам необщего пользования».

Пунктом 2 указанного постановления часть проезда по улице Волкова протяженностью 70 метров на участке от пересечения с улицей Кремлевской по направлению на юг вдоль здания Управления ФСБ России по Республике Марий Эл отнесена к дорогам необщего пользования городского округа «Город Йошкар-Ола», используемым исключительно для обеспечения собственных нужд УФСБ России по Республике Марий Эл.

На основании указанного постановления 18 января 2013 года Управлением городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» принято решение о выставлении, в том числе, на пересечении улиц Кремлевская и Волкова г. Йошкар-Олы дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», вследствие чего МБУ «Центр организации дорожного движения «Сигнал» установил данный знак.

Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 мая 2013 года по гражданскому делу по заявлению ФИО2 об оспаривании решения Управления городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о выставлении дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», выставленного на пересечении улиц Кремлевская и Волкова г. Йошкар-Олы, дорожного знака 3.18.1 «Поворот направо запрещен», выставленного на повороте направо с улицы Кремлевская на улицу Волкова г. Йошкар-Олы, дорожного знака 3.18.2 «Поворот налево запрещен», выставленного на повороте налево с улицы Кремлевская на улицу Волкова г. Йошкар-Олы, вышеуказанное решение органа местного самоуправления признано незаконным по причине его несоответствия требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», на Управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» возложена обязанность немедленно после вступления решения суда в законную силу демонтировать указанные дорожные знаки. При этом суд пришел к выводу, что установленные знаки не отвечают требованиям безопасности дорожного движения, как того требует Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», так как единственный въезд с улицы Советская на улицу Волкова и выезд с улицы Волкова на улицу Советская может создать скопление машин, движущихся во встречном направлении, что заблокирует проезд к расположенным на спорной территории зданиям.

Названное решение апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 августа 2013 года оставлено без изменения, вступило в законную силу.

Кроме того, п. 2 постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 10 августа 2012 года № 1964 «О внесении изменений в постановление мэра города Йошкар-Олы № 113 от 30 января 2007 года и отнесении участка автомобильной дороги к автомобильным дорогам необщего пользования», на котором основаны выводы должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, признан постановлением Конституционного суда Республики Марий Эл от 01 августа 2013 года не соответствующим Конституции Республики Марий Эл, ее ст.ст. 2, 7 (ч. 3), 17 (ч. 3), 18, 19 (ч. 1) и 55 (ч. 3).

Как указано в постановлении Конституционного суда Республики Марий Эл от 01 августа 2013 года автомобильная дорога по улице Волкова г. Йошкар-Олы является действующей. Проезд по улице обеспечивает подъезды от иных автомобильных дорог общего пользования муниципального значения к многоквартирным жилым домам, к социально значимым объектам, в том числе учреждениям дошкольного и школьного образования, административным помещениям различных форм собственности. Установление особого режима использования спорного участка автомобильной дороги приводит к невозможности нормального, без ограничений, использования автомобильной дороги и прилегающей городской инфраструктуры и не обеспечивает баланс интересов пользователей автомобильной дороги, не учитывает публичные интересы.

Оспоренное правовое положение, исключающее часть проезда по улице Волкова г. Йошкар-Олы вдоль здания Управления ФСБ России по Республике Марий Эл, для граждан-пользователей автомобильной дорогой и объектами городской инфраструктуры и граждан, имеет обязывающий (запретительный) характер. Тем самым, в противоречие со ст. ст. 19 (часть 1), 55 (часть 3) Конституции Республики Марий Эл нарушаются принципы равенства граждан и недопустимости ограничения их прав. Кроме того, при введении оспоренного правового регулирования нарушен конституционный принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции Республики Марий Эл).

Федеральное законодательство, регулирующее вопросы противодействия терроризму (Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»), деятельность органов Федеральной службы безопасности (Федеральный закон от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»), не содержит в числе антитеррористических мероприятий вне режима контртеррористической операции перевод автомобильных дорог общего пользования в автомобильные дороги необщего пользования. Архитектурно-строительное проектирование объектов безопасности проводится с учетом мероприятий по противодействию терроризму, что следует из ч. 14 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем здания, занимаемые органами Федеральной службы безопасности, проектируются и строятся с учетом необходимых требований, включающих антитеррористические меры, в число которых перекрытие автомобильных дорог в границах муниципальных образований, изменение правового режима их использования не входит.

По смыслу ч. 3 ст. 7 Конституции Республики Марий Эл органы местного самоуправления, осуществляя правовое регулирование, обязаны обеспечить соответствие принимаемых нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, а также соответствующим федеральным и республиканским законам. Однако изменение правового режима использования участка автомобильной дороги произошло с нарушением требований Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку данный участок автодороги не используется ни для обеспечения собственных нужд администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», ни для государственных или муниципальных нужд. Изменение правового режима использования спорным участком автодороги введено для собственных нужд УФСБ России по Республике Марий Эл с целью обеспечения удобств проезда и парковки транспортных средств сотрудников управления в ущерб правам и законным интересам других граждан.

Таким образом, пункт 2 постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 10 августа 2012 года № 1964 «О внесении изменений в постановление мэра города Йошкар-Олы от 30 января 2007 года № 113 и отнесении участка автомобильной дороги к автомобильным дорогам необщего пользования» принят в отсутствие на то законных оснований, грубо нарушает права неопределенного круга лиц на передвижение по улице Волкова г. Йошкар-Олы вдоль здания Управления ФСБ России по Республике Марий Эл на транспортных средствах, нарушая тем самым конституционные принципы равенства граждан и недопустимости ограничения их прав, в связи с чем не соответствует статьям 2, 7 (часть 3), 17 (часть 3), 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Республики Марий Эл.

В п. 2 резолютивной части названного постановления указано, что в соответствии с ч. 3 ст. 75 Закона Республики Марий Эл от 11 марта 1997 года № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл» положения нормативного правового акта, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения настоящего постановления, а решения иных органов, основанные на данном нормативном положении, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке.

Вследствие чего, учитывая, что ФИО1 была привлечена к административной ответственности за нарушение п. 1.3 ПДД РФ в связи с несоблюдением ею дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», установленного с нарушением требований безопасности дорожного движения, как того требует Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», во исполнение правового положения, нарушающего принципы равенства граждан и недопустимости ограничения их прав, что не было учтено судом, дело подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление старшего инспектора БДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 06 марта 2013 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 апреля 2013 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 мая 2013 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить.

Председатель Верховного Суда

Республики Марий Эл А.С. Давыдов

...

...

...