ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск Дело № 4А-39/2015 16 апреля 2015г. Заместитель председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Полуян А.Л., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 – Костина В.Д. на вступившие в законную силу постановление временно исполняющего обязанности руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от 8 августа 2014 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 2 октября 2014 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 декабря 2014 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.155 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением временно исполняющего обязанности руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от 8 августа 2014 года № 86-01-14/06, оставленным без изменения решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 2 октября 2014 года, должностное лицо – директор Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью ч. 1 статьи 15.155 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 декабря 2014 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения.
В жалобе защитника ФИО1 – Костина В.Д., поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в порядке ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поставлен вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных решений ввиду их незаконности и необоснованности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении в порядке, установленном частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
Из материалов дела об административном правонарушении следует и судом установлено, что 5 ноября 2013 года между Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент) и некоммерческой организацией “Фонд” (далее – Фонд) заключено соглашение о предоставлении в 2013 году субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (л.д. 39-44).
В соответствии с пунктом 1.1 данного Соглашения, его предметом явилось предоставление субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в соответствии с целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры “Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года”.
6 ноября 2013 года в рамках заключенного соглашения Департаментом переведены денежные средства Фонду в размере 13 000 000 рублей 00 копеек, что подтверждается платежным поручением № 2528802 (л.д. 45).
В ходе проведенного Счетной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры контрольного мероприятия установлено, что в нарушение требований п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Департаментом при заключении соглашения о предоставлении в 2013 году субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 162 не получено согласие Фонда на осуществление Департаментом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка их предоставления.
Результаты проверки направлены 18 июля 2014 года в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре для принятия процессуального решения (л.д. 1-3).
25 июля 2014 года исполняющим обязанности заместителя начальника Ханты-Мансийского регионального отдела Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в отношении директора Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.155 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о том, что он, являясь должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств, заключил соглашение о предоставлении субсидии Фонду, и не включил в его условия согласие получателя субсидии на осуществление органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка его предоставления, чем нарушил п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (л.д. 31-34).
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.155 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении (л.д. 31-34); соглашением о предоставлении в 2013 году субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 162 от 5 ноября 2013 года (л.д. 39-44); платежным поручением № 2528802 от 6 ноября 2013 года (л.д. 45); письмом председателя Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 июня 2014 года (л.д. 1-3); письмом директора Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2014 года (л.д. 4-5); распоряжением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 2 августа 2010 года № 279-рг (л.д. 13).
Изложенные обстоятельства дела и перечисленные доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспаривая законность и обоснованность постановления должностного лица и судебных решений, заявитель указывает на то, что вменяемые ФИО1 действия (бездействие) по невключению в соглашение субсидирования обязательного условия, предусмотренного п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.155 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Свои доводы заявитель мотивирует тем, что невключение условия в соглашение не может повлечь нарушение этого условия.
Согласиться с приведенными доводами заявителя, оснований не усматривается.
Диспозиция части 1 статьи 15.155 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признает административно-противоправным и наказуемым нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.
В силу подп. 6.4.66 пункта 6.4 Положения о Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 июня 2012 года N 214-п, Департамент, в том числе, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета автономного округа, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент функций.
В федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании. В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями (п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязательным условием их предоставления, включаемым в соглашения о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных правовых норм следует, что порядок предоставления субсидий (в том числе условия её предоставления) устанавливается исходя из уровня бюджета субсидирования, и регулируется соответствующими:
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами Правительства Российской Федерации;
законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
муниципальными правовыми актами местной администрации.
При этом пунктом 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено обязательное условие предоставления субсидии, которое подлежит включению в соглашение о её предоставлении: согласие получателя субсидии на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка её предоставления.
Из текста о предоставлении в 2013 году субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 162 от 5 ноября 2013 года, не следует, что получатель субсидии – Фонд, даёт Департаменту такое согласие.
Невключение условия, предусмотренного п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в текст соглашения, и последующая выдача субсидии на его условиях, является нарушением условия предоставления субсидии, установленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Нельзя согласиться с утверждениями, содержащимися в жалобе о том, что условие, предусмотренное п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в предоставлении субсидии, в связи с чем субсидия Фонду предоставлена Департаментом на законных основаниях.
Диспозиция части 1 статьи 15.155 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не подразумевает выяснение законности или незаконности выдачи субсидии. Объективная сторона данного административного правонарушения выражена в нарушении главным распорядителем бюджетных средств условий предоставления субсидии.
Несогласие получателя субсидии на осуществление главным распорядителем бюджетных средств и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка её предоставления, может являться основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Вопреки доводам заявителя, ходатайство защитника ФИО1 – Костина В.Д., содержащееся в объяснениях, приобщенных к протоколу об административном правонарушении, в части прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава или события административного правонарушения, фактически разрешено должностным лицом в постановлении по делу об административном правонарушении, содержащем описание действий (бездействия) ФИО1, их правовую квалификацию.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.155 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Доводы, содержащиеся в жалобе о несогласии с оценкой судьи районного суда и судьи суда автономного округа, данной обстоятельствам дела, не могут являться основанием к отмене состоявшихся судебных актов, поскольку принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления при наличии двух точек зрения по одному вопросу. Отступление от этого принципа оправдано только когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Наличие таких обстоятельств судом не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.155 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ) в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление временно исполняющего обязанности руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от 8 августа 2014 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 2 октября 2014 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 декабря 2014 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.155 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – Костина В.Д. – без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подпись А.Л. Полуян
Верно:
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.Л. Полуян