4 а – 400/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 26 мая 2015 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 - представителя конкурсного управляющего ОАО «А» на постановление мирового судьи судебного участка № 30 Ленинского судебного района г. Самары от 01.12.2014 года и решение Ленинского районного суда г. Самары от 28.01.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 30 Ленинского судебного района г. Самары от 01.12.2014 года ОАО «А» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов капитального строительства.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 28.01.2015 года постановление мирового судьи от 01.12.2014 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе ФИО1 - представитель конкурсного управляющего ОАО «А» указал: на незаконность и необоснованность привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку на момент привлечения к административной ответственности ОАО «А» находилось на стадии банкротства и не осуществляло какую-либо хозяйственную деятельность, не являлось субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ; неправомерные действия при банкротстве образуют специальные составы правонарушений, предусмотренных ст.14.13 КоАП РФ; при составлении протокола главным специалистом отдела экологического надзора не установлено событие административного правонарушения; на несоответствие выводов мирового судьи фактическим обстоятельствам дела, поскольку не доказан факт принадлежности площадки, где были обнаружены отходы, непосредственно банку; протокол осмотра помещений банка в материалах дела отсутствует и не приобщался к протоколу об административном правонарушении; на необоснованную ссылку мирового судьи на то, что в процессе деятельности банка по месту его нахождения образовались отходы I-IV класса опасности; банк не является собственником отходов, что подтверждается договором, заключенным банком с ООО УК «В»; на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, учитывая, что административное правонарушение выявлено в 1 квартале 2013 года; несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела в части указания о не предоставлении банком отчетности в области обращения с отходами; судебными инстанциями не приняты во внимание положения Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», препятствующие принудительному взысканию штрафа при процедуре банкротства кредитной организации, - и просит состоявшиеся судебные решения отменить с прекращением производства по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, полагаю, что имеются основания для отмены состоявшихся судебных решений.
Как следует из материалов административного дела, главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды <данные изъяты> 07.10.2014 года на основании распоряжения первого заместителя Главы <данные изъяты> от 20.08.2014 года № проведена проверка соблюдения ОАО «А» (в отношении которого отсутствуют сведения о его ликвидации, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.12.2014 года – л.д.150), расположенным по <адрес>, законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой (путем осмотра помещений банка) установлен и зафиксирован факт образования отходов в результате деятельности банка, подобных отходам группы «мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций» (код по ФККО 7 33 100 00 00 0), подобных отходов позиции «тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная» (код по ФККО 4 04 140 00 51 5), подобных отходов подтипа «отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные» (код по ФККО 4 38 110 00 00 0). При этом ОАО «А» класс опасности вышеуказанных отходов, образующихся от его деятельности не определен, паспорта на выявленные в ходе проверки отходы, разработанные и согласованные с уполномоченным органом исполнительной власти в сфере окружающей среды (Управлением Росприроднадзора <данные изъяты>), обществом не представлены, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «А» не разработан, решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Управлении Росприроднадзора <данные изъяты> не получено, что является нарушением чч.2,3 ст.14, ч.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды России от 15.06.2011 года № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года № 712.
По результатам проверки главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды <данные изъяты> 14.10.2014 в отношении ОАО «А» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, образуется в случае несоблюдения экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.1 КоАП РФ, охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований, в том числе при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования от негативных воздействий в результате осуществления соответствующей деятельности.
Общие экологические требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов сформулированы в статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 12.03.2014 года № 27-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения).
В соответствии с положениями данной правовой нормы размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов сформулированы в ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с чч.1,2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 12.03.2014 года № 27-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Выяснение вопроса о том, в результате какой деятельности учреждения образовались данные отходы, имеет значение для правильной квалификации совершенного правонарушения.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 25.11.2013 года № 317-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с ч.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Исходя из положений статей 1, 19, 22, 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещения относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 (в редакции от 22.12.2010 года № 558) утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг разрабатывают и представляют в территориальные органы Росприроднадзора на утверждение проекты нормативов образования отходов.
Согласно чч.2,3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 25.11.2013 года № 317-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
В ходе рассмотрения административного дела мировым судьей установлено и представителем ОАО «А» не оспаривалось, что в процессе деятельности по месту нахождения ОАО «А» по <адрес>, образовались отходы I-IV класса, однако паспорта на отходы, образовавшиеся в результате используемого банком помещения не разработаны, класс опасности отходов, образующихся от его деятельности не определен, проект нормативов образования отходов и лимитов на их обращение не разработан и на утверждение не представлен.
Кроме того установлено, что ОАО «А» представлены: свидетельства о государственной регистрации права на нежилые помещения, расположенные по <адрес>; договор на вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов, техническое обслуживание и содержание контейнерной площадки от 01.11.2012 года № (с возможностью его пролонгации – п.6.2 договора), заключенный с ООО УК «В», согласно которому ООО УК «В» приняло на себя обязательство по организации вывоза твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов 5 класса опасности, образующихся от деятельности банка по <адрес>, а также по техническому обслуживанию и содержанию контейнерной площадки, расположенной по указанному адресу; расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с 1 по 4 квартал 2013 года об объемах размещения отходов производства и потребления.
Учитывая вышеизложенное, ОАО «А» осуществляло свою деятельность по обращению с отходами производства и потребления, с нарушениями экологических требований, и допущенное правонарушение не может быть квалифицировано по ст.8.1 КоАП РФ, поскольку нарушения экологических требований произошло не в результате эксплуатации объектов капитального строительства, а в процессе обращения обществом с отходами производства и потребления при осуществлении своей деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Учитывая, что санкцией ст.8.2 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа для юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, что является более строгим наказанием, чем предусмотрено санкцией ст.8.1 КоАП РФ (от двадцати тысяч до ста тысяч рублей), переквалификация действий ОАО «А» на ст.8.2 КоАП РФ невозможна, так как влечет ухудшение положения юридического лица, что недопустимо в силу ч.2 ст.30.17 КоАП РФ, в соответствии с которой изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
При изложенных обстоятельствах, состоявшиеся судебные решения о привлечении ОАО «А» к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ прекращению в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу ФИО1 - представителя конкурсного управляющего ОАО «А» удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 30 Ленинского судебного района г. Самары от 01.12.2014 года и решение Ленинского районного суда г. Самары от 28.01.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «А» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава данного административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров