Дело № 4а-402/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ярославль 5 декабря 2017 года
Председатель Ярославского областного суда Ананьев В.Н., рассмотрев жалобу защитника Черновой Н.А. в интересах ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 25 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении
директора ОАО «...» ФИО1, ... года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: ...
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 21 апреля 2017 года, составленному главным специалистом – муниципальным жилищным инспектором муниципальной жилищной инспекции мэрии города Ярославля, ОАО «...» не обеспечило выполнение в установленный срок – к 17 марта 2017 года предписания от 13 февраля 2017 года об устранении нарушений лицензионных требований в многоквартирном жилом доме по адресу: ..., а именно: не выявлена и не устранена причина появления протечек с кровли на стенах и потолке лестничной площадки четвертого этажа подъезда № 2 многоквартирного дома.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 25 мая 2017 года директор ОАО «...» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
В жалобе ставится вопрос об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 25 мая 2017 года, прекращении производства по делу. Автор жалобы ссылается на отсутствие в действиях директора общества состава административного правонарушения.
Изучив жалобу и материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что вынесенное по настоящему делу судебное постановление подлежит отмене ввиду следующего.
ОАО «...» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., на основании лицензии 76 ЯР № 000010 от 21 апреля 2015 года, выданной Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. П.п. "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170.
Следовательно, директор общества, допустившего нарушение приведенных выше нормативных актов в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, мог быть привлечен к административной ответственности только по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, как являющейся специальной по отношению к ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Для привлечения лица к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения установлению подлежит, помимо прочих обстоятельств, законность проведенной в отношении управляющей компании проверки.
В соответствии со ст. 192 ЖК РФ лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
На территории Ярославской области закон о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, не принят.
Таким образом, полномочий на проведение проверки в отношении ОАО «...» орган муниципального жилищного контроля не имел.
Данное обстоятельство указывает, что проверка, по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении, должна была осуществляться в рамках лицензионного контроля, полномочиями по осуществлению которого орган муниципального жилищного контроля не располагает.
При таких обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в действиях директора ОАО «...» отсутствует. Учитывая изложенное, привлечение директора ОАО «...» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ являлось неправомерным.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.16, п. 4 ч. 2 ст. 30.17, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вынесенное по делу судебное постановление подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 25 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении директора ОАО «...» ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Председатель
Ярославского областного суда В.Н. Ананьев