ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-405/2017 от 05.12.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 4а-405/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ярославль 5 декабря 2017 года

Председатель Ярославского областного суда Ананьев В.Н., рассмотрев жалобу защитника Черновой Н.А. в интересах ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 20 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении

ОАО «Управляющая организация многоквартирными

домами Ленинского района», расположенного по адресу:

<...> «а»,

установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 7 октября 2015 года, составленному главным специалистом – муниципальным жилищным инспектором муниципальной жилищной инспекции мэрии города Ярославля, ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» не обеспечило выполнение в установленный срок – к 28 сентября 2015 года предписания от 8 июля 2015 года об устранении нарушений лицензионных требований в многоквартирном жилом доме по адресу: ..., а именно: не устранено разрушение и выпадение кирпичей, обрушение штукатурного слоя до кирпичной кладки на фасаде дома в районе кухни кв. № 62.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 20 ноября 2015 года ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

В жалобе ставится вопрос об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 20 ноября 2015 года, прекращении производства по делу. Автор жалобы указывает на отсутствие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.

Изучив жалобу и материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что вынесенное по настоящему делу судебное постановление подлежит отмене ввиду следующего.

ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: ..., на основании лицензии 76 ЯР № 000010 от 21 апреля 2015 года, выданной Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. П.п. "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170.

Следовательно, общество, допустившее нарушение приведенных выше нормативных актов в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, могло быть привлечено к административной ответственности только по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, как являющейся специальной по отношению к ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ.

Для привлечения лица к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения установлению подлежит, помимо прочих обстоятельств, законность проведенной в отношении управляющей компании проверки.

В соответствии со ст. 192 ЖК РФ лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

На территории Ярославской области закон о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, не принят.

Таким образом, полномочий на проведение проверки в отношении ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» орган муниципального жилищного контроля не имел.

Данное обстоятельство указывает, что проверка, по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении, должна была осуществляться в рамках лицензионного контроля, полномочиями по осуществлению которого орган муниципального жилищного контроля не располагает.

При таких обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в действиях ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» отсутствует. Учитывая изложенное, привлечение ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ являлось неправомерным.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.16, п. 4 ч. 2 ст. 30.17, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вынесенное по делу судебное постановление подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 20 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Председатель

Ярославского областного суда В.Н. Ананьев