4а-406/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Архангельск |
Председатель Архангельского областного суда М.Г. Аверин, рассмотрев истребованное по жалобе руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области ФИО6 дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского судебного района города Архангельска, от 23 июля 2015 года ООО «<данные изъяты>» привлекалось к административной отвественности, предусмотренной частью 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 150 000 (Сто пятьдесят) тысяч рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 07 октября 2015 года указанное постановление по жалобе генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководитель Государственной жилищной инспекции Архангельской области ФИО2, направивший дело на рассмотрение мировому судье, в жалобе в областной суд просит отменить решение судьи районного суда, считая его незаконным.
Проверив в интересах законности дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что на основании обращения гражданки ФИО3, проживающей в доме <адрес> по пр. Ломоносова в г. Архангельске, распоряжением руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 01 июня 2015 года № № проведена внеплановая выездная проверка по содержанию и ремонту указанного дома (л.д.11-14).
В ходе проверки, проведённой 2-3 июня 2015 года, установлено, что управляющей организацией дома <адрес> по пр. Ломоносова в г. Архангельске является ООО «<данные изъяты>», которое осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом без лицензии на ее осуществление.
За осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии уполномоченное должностное лицо государственной жилищной инспекции Архангельской области возбудило дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и направило мировому судье на рассмотрение.
Разрешая жалобу на вынесенное мировым судьёй постановление, судья районного суда применил часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Доводы жалобы руководителя Государственной жилищной инспекции о незаконности судебного решения, несостоятельны.
Статья 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии" введена в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В целях обеспечения возможности юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществлявшим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, продолжать заниматься данным видом деятельности частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ установлен срок получения лицензии - до 1 мая 2015 года.
ООО «<данные изъяты>» выполняло работы и оказывало услуги по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного 01 декабря 2011 года.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» часть 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» дополнена пунктом 51. Согласно данному пункту лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Данное положение согласуется со статьей 192 Жилищного кодекса РФ, в силу которой деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Поскольку ООО «<данные изъяты>» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, оно обязано в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ в срок до 1 мая 2015 года получить лицензию на ее осуществление. После 1 мая 2015 года не допускается осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами при отсутствии лицензии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 08.12.2015 № 2735-О, в качестве исключения из общего правила осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами при отсутствии лицензии после 1 мая 2015 года допускается лишь товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), действие лицензии которых прекращено или лицензии которых аннулированы.
При этом на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), действие лицензии которых прекращено или лицензии которых аннулированы, прямо возлагается обязанность продолжать надлежащим образом осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями части 7 статьи 162, частями 1 и 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ.
ООО «<данные изъяты>», осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, не имело лицензии действие которой прекращено или лицензии, которая аннулирована.
Юридические лица (индивидуальные предприниматели), которые осуществляли такую деятельность до введения ее государственного лицензирования, то по буквальному смыслу части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ после 1 мая 2015 года они во всяком случае должны прекратить занятие предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами - вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
Занятие предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами после этой даты имеет незаконный характер и с формально-юридической точки зрения подпадает под признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 4 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ дополнена положениями, согласно которым юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществлявшее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом до введения ее государственного лицензирования, обязано, если в срок до 1 апреля 2015 года оно не обратилось в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии либо получило отказ в ее выдаче, продолжать деятельность по осуществлению управления многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. до возникновения обязательств по непосредственному управлению многоквартирным домом у собственников помещений в многоквартирном доме или обязательств по управлению таким домом у товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива либо у новой управляющей организации (юридического лица, индивидуального предпринимателя).
Таким образом, в настоящее время юридические лица, которые осуществляли предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами до принятия Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ и которым было отказано в выдаче лицензии на занятие такой деятельностью, после 1 мая 2015 года не только вправе, но и обязаны продолжать управление многоквартирными домами до наступления событий, предусмотренных частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Соответственно, часть 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ не предполагает безусловного привлечения к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, в том числе - во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 1.7 настоящего Кодекса - по отношению к случаям, имевшим место до вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ.
Руководствуясь, пунктом 1 части 2 статьи 30.17 и статей 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 07 октября 2015 года оставить без изменения, жалобу руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области ФИО7 - без удовлетворения.
Председатель М.Г. Аверин