№ 4а-407/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Астрахань 24 ноября 2017 года
Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев жалобу управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Судостроительный завод «Красные Баррикады»,
установил:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Икрянинского района Астраханской области мирового судьи судебного участка № 3 Икрянинского района Астраханской области от 20 июля 2017 года открытое акционерное общество «Судостроительный завод «Красные Баррикады» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2017 года постановление по делу об административном правонарушении от 20 июля 2017 года отменено. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «ССЗ Красные Баррикады» прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения Икрянинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2017 года в виду незаконности. Судом не учтено, что административные штрафы являются обязательными платежами. Требование об уплате административного штрафа является текущим и подлежало удовлетворению вне очереди за счет конкурсной массы, что вытекает из положений Закона о банкротстве.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области от 28 марта 2017 года ОАО «ССЗ Красные Баррикады» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.19 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание виде штрафа в размере100000 рублей.
Данное постановление вступило в законную силу 16 апреля 2017 года и подлежало исполнению в срок, установленный ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть до 14 июня 2017г.
Исходя из представленных документов и пояснений представителя общества указанный штраф не оплачен.
Мировым судьей действия ОАО «ССЗ Красные Баррикады» квалифицированы по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Районный суд не согласился с выводами мирового судьи, указав, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка всем обстоятельствам дела.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 20 апреля 2017 года по делу А06- 2823/2016 ОАО «ССЗ Красные Баррикады» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура наблюдения (банкротства) сроком до 31 октября 2017 года.
Разрешая жалобу по существу, районный суд исходил из того, что конкурсный управляющий производит выплаты денежных средств с основного счета должника в соответствии с реестром требований кредиторов (статьи 133, 142 Закона о банкротстве). Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена в статье 134 указанного Закона. При этом удовлетворение должником требований отдельных кредиторов, в том числе по инициативе самого должника, противоречит положениям Закона о банкротстве.
В соответствии с частью 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании административных штрафов учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования, установленные ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «ССЗ Красные Баррикады» мировым судьей не соблюдены.
Районный суд пришел к выводу, что в связи с признанием ОАО «ССЗ Красные Баррикады» банкротом у юридического лица отсутствовала возможность добровольной уплаты административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не установлено, что у ОАО «ССЗ Красные Баррикады» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. В бездействии ОАО «ССЗ Красные Баррикады» по уплате административного штрафа отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия о том, что районным судом неверно применены и истолкованы положения Закона о банкротстве являются обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Закон о банкротстве, в числе прочего, регулирует порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).
Статьей 2 Закона о банкротстве существенно расширен состав обязательных платежей, к которым законодатель отнес, помимо прочего, административные штрафы.
В силу положений абзаца первого пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве в целях указанного закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным законом. Согласно пункту 2 данной статьи требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
Таким образом, квалификация требования об уплате административного штрафа в качестве текущего зависит от момента совершения правонарушения.
В рассматриваемом случае административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ, совершено обществом в марте 2017 года, то есть после принятия Арбитражным судом Астраханской области заявления (31 марта 2016 года) о признании общества банкротом.
Следовательно, в соответствии с положениями Закона о банкротстве данный обязательный платеж является текущим, подлежал удовлетворению вне очереди за счет конкурсной массы, преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия такого заявления.
Выводы суда не подтверждают отсутствие состава административного правонарушения в бездействии ОАО «ССЗ Красные Баррикады».
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, районным судом не соблюдены. Решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2017 года подлежит отмене.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области от 28 марта 2017 года по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступило в законную силу 16 апреля 2017 г.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф подлежал уплате не позднее шестидесяти дней с указанной даты, то есть до 14 июня 2017 года.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.
Указанный срок начал исчисляться по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу - с 14 июня 2017 г. и истек 14 сентября 2017г.
На момент рассмотрения в областном суде жалобы управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия о пересмотре решения суда, вступившего в законную силу, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения предприятия к административной ответственности истек.
Поскольку постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении в отношении общества отменено решением районного суда, признанным незаконным настоящим постановлением, возобновление обсуждения вопроса о виновности названного лица по истечении срока давности привлечения к административной ответственности недопустимо.
Следовательно, постановление мирового судьи от 20 июля 2017 года о привлечении ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения предприятия к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Икрянинского района Астраханской области мирового судьи судебного участка № 3 Икрянинского района Астраханской области от 20 июля 2017 года, решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 14 сентября 2017 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Судостроительный завод «Красные Баррикады» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Астраханского областного суда Т.П.Шустова