ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-407/17 от 31.07.2017 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2017 года № 4А-407/2017

Заместитель председателя Вологодского областного суда Осипова И.Г., рассмотрев жалобу защитника Некоммерческой организации Вологодской области «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» - Вициной И. М., действующей по доверенности, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 64 от 16.01.2017, решение судьи Череповецкого городского суда от 13.03.2017, вынесенные в отношении Некоммерческой организации Вологодской области «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 64 от 16.01.2017, оставленным без изменения решением судьи Череповецкого городского суда от 13.03.2017, Некоммерческая организация Вологодской области «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» (далее – НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО») привлечена к административной ответственности по статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе защитник НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» Вицина И.М. просит отменить судебные постановления, прекратить производство по делу, указывая на недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесены судебные акты.

Прокурор города Череповца извещен о поступлении жалобы, возражений в суд не направил.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, полагаю судебные постановления подлежащими отмене.

В соответствии со статьей 13.11 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ) нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет административную ответственность.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных).

Согласно статье 3 названного Закона персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Как следует из материалов дела, НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» создано в целях формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Вологодской области, и обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в таких многоквартирных домах, имеет место нахождения в г. Вологде.

Указанная деятельность предусматривает обработку персональных данных, НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» является оператором персональных данных, на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области от 17.02.2014 № 26 включен в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

09.12.2016 заместителем прокурора города Череповца по результатам проверки вынесено постановление о возбуждении в отношении Фонда дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 КоАП РФ, согласно которому:

1) в нарушение статьи 18.1 Закона о персональных данных в Фонде отсутствует документы:

- регулирующие обработку персональных данных работников организации, контрагентов по гражданско-правовым договорам и иных субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются оператором в офисе, расположенном в г. Череповце;

- о назначении ответственного лица за организацию обработки персональных данных в офисе, расположенном в г. Череповце;

- подтверждающие факт опубликования или обеспечения неограниченного доступа к документу, определяющему политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных в офисе, расположенном в г. Череповце;

- подтверждающие факт осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных Закону о персональных данных в офисе, расположенном в г. Череповце;

- подтверждающие факт ознакомления работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных в офисе, расположенном в г. Череповце, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных.

2) в нарушение пункта 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687, отсутствуют документы, подтверждающие факт информирования лиц оператора, осуществляющих обработку персональных данных в офисе, расположенном в г. Череповце, без использования средств автоматизации, о факте осуществления ими такой обработки, категориях обрабатываемых персональных данных, особенностях и правилах осуществления такой обработки.

3) в нарушение пунктов 13, 14 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687, не представлены документы, определяющие места хранения материальных носителей персональных данных, не соблюдены требования к раздельному хранению персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях без использования средств автоматизации.

4) в нарушение пункта 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687, не представлены документы, устанавливающие перечень мер, необходимых для обеспечения условий, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к ним, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» к административной ответственности, установленной статьей 13.11 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ).

Между тем вынесенные судебные постановления подлежат отмене по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективную сторону правонарушения образуют действия, выразившиеся в нарушении установленного порядка обработки персональных данных.

Вменяемые НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» нарушения Закона о персональных данных и Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.12.2016, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения данной жалобы.

НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» в соответствии с требованиями законодательства, регулирующим порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), разработаны и приняты следующие документы: Положение об обработке и защите персональных данных работников НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО», утвержденное приказом от 19.10.2014 №... (с изменениями от 21.03.2016, 27.06.2016) (л.д. 157-170, 205-206, 171-172), Положение об обработке и защите персональных данных Контрагентов по гражданско-правовым договорам и иных субъектов персональных данных в НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО», утвержденное приказом от 31.10.2014 №... (л.д. 183-190), Положение об обработке персональных данных абонентов НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО», утвержденное приказом от 19.11.2014 №... (л.д. 174-182), приказ от 09.01.2014 №... «О назначении лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» (л.д. 137), приказ от 08.12.2016 №... «О назначении лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» (л.д. 138), Правила осуществления в НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О защите персональных данных», утвержденные приказом от 29.12.2014 №...х (л.д. 191-193), приказ от 12.01.2015 №...х «Об утверждении плана на 2015 год проведения внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О защите персональных данных» (л.д. 194-197), акт осуществления в НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О защите персональных данных» (л.д. 198), приказ от 11.01.2016 №... «Об утверждении плана на 2016 год проведения внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О защите персональных данных» (л.д. 199-202).

В качестве документов, подтверждающих факт ознакомления работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных в офисе, расположенном в г. Череповце, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных Фондом представлены листы ознакомления с Законом о персональных данных (л.д. 140), приказом от 19.10.2014 №... (л.д. 155-156), приказом от 19.11.2014 №... (л.д. 173). Данные документы содержат подпись М.Ю.А., работающей в НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» по трудовому договору о дистанционной работе с местом нахождения рабочего места в <адрес> (л.д. 126-131).

Также в материалах дела имеется скриншот с официального сайта НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО», подтверждающий факт опубликования и обеспечения неограниченного доступа к документу, определяющему политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных в данной организации (л.д. 10, 11).

Заслуживает внимания и довод НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» о нахождении организации в г. Вологде и отсутствии обособленного структурного подразделения Фонда в г. Череповце.

В силу части 3 статьи 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со сведениями, внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес (место нахождения) НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» - г. Вологда, ул. Герцена, д. 27 (л.д. 120).

Согласно представленной в материалы дела копии трудового договора о дистанционной работе от <ДАТА>, заключенного между НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» (Работодатель) и М.Ю.А. (Работник), с учетом дополнительного соглашения от <ДАТА>, местом работы Работника является НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО», место нахождения: <адрес> (л.д. 126-131).

Нормами статьи 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации допускается выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Частью 4 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональному оператору запрещено создавать филиалы и открывать представительства.

Данные обстоятельства во внимание судами нижестоящих инстанций во внимание не приняты.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 64 от 16.01.2017, решение судьи Череповецкого городского суда от 13.03.2017, вынесенные в отношении НО ВО «Фонд капитального ремонта МКД ВО» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 КоАП РФ, подлежат отмене, производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановила:

жалобу защитника Некоммерческой организации Вологодской области «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» - Вициной И. М., действующей по доверенности, удовлетворить.

Постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 64 от 16.01.2017, решение судьи Череповецкого городского суда от 13.03.2017, вынесенные в отношении Некоммерческой организации Вологодской области «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя

Вологодского областного суда И.Г. Осипова