ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-40/19 от 12.04.2019 Псковского областного суда (Псковская область)

№4а-40/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 апреля 2019 года город Псков

Исполняющий обязанности председателя Псковского областного суда Лебедев А.А., рассмотрев жалобу защитника Срогиниса Р.П., действующего на основании доверенности в интересах открытого акционерного общества «Российские железные дороги», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №18 Себежского района Псковской области от 13.11.2018, решение судьи Себежского районного суда Псковской области от 04.02.2019, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №18 Себежского района Псковской области от 13.11.2018, оставленным без изменения решением судьи Себежского районного суда Псковской области от 04.02.2019, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 53 000 руб.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, защитник Срогинис Р.П., действующего на основании доверенности в интересах ОАО «РЖД», просит отменить указанные судебные акты и прекратить производство по делу об административном правонарушении. Полагает, что вина Общества в совершении вмененного административного правонарушения не установлена.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – Союз) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно пункту 2 статьи 92 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчиком либо иным лицом в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи представляются, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

Запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Перечень), Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза.

Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ «О карантине растений» предусмотрено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортера.

В соответствии с пунктом 8 Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 №995, подкарантинная продукция при вывозе из Российской Федерации в государства - члены Европейского союза должна убыть с территории Российской Федерации в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судами, 05.05.2018 на железнодорожную станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе поезда №2605 прибыл железнодорожный вагон №59889113 с товаром «зерно кукурузы», следовавший из России в Латвию. Перевозка осуществлялась ОАО «РЖД».

На основании Перечня товар «зерно кукурузы» по коду ТН ВЭД ЕАЭС и наименованию является подкарантинной продукцией с высоким фитосанитарным риском.

Для получения разрешения на убытие товара с таможенной территории Союза перевозчиком – Обществом в таможенный орган представлены: декларация на товары №10104080/040418/0004799, железнодорожная накладная №25145149ДС от 17.04.2018, копия фитосанитарного сертификата от 02.04.2018 №428480104020418054.

В ходе проведенной должностным лицом таможенного органа документарной проверки выявлено несоблюдение Обществом установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, выразившееся в том, что на момент убытия товара четырнадцатидневный срок действия фитосанитарного сертификата от 02.04.2018 №428480104020418054 истек.

Фактические обстоятельства совершенного Обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09.06.2018; копиями железнодорожной накладной №25145149ДС от 17.04.2018, фитосанитарного сертификата от 02.04.2018 №428480104020418054 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что Общество имело возможность обеспечить выполнение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, выступают лица, на которых возложена обязанность соблюдать установленные запреты и ограничения.

Обязанность перевозчика по соблюдению запретов и ограничений при перемещении через таможенную границу товаров, является публично-правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, взаимных прав и обязанностей, и, до определенной степени, действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.

Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена путем принятия всех зависящих от него мер.

Таким образом, наличие события административного правонарушения подтверждается материалами дела. Вина Общества в совершении выявленного административного правонарушения установлена. В действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

Следовательно, ОАО «РЖД» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы фитосанитарный сертификат от 02.04.2018 №428480104020418054 обоснованно принят судами в качестве доказательства по делу, поскольку представлен перевозчиком по запросу таможенного органа в подтверждение соблюдения запретов и ограничений. Указание в железнодорожной накладной на приложение к ней иных фитосанитарных сертификатов само по себе не свидетельствует об их представлении таможенному органу при убытии товара с таможенной территории.

Административное наказание назначено ОАО «РЖД» в пределах санкции статьи 16.3 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности председателя Псковского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка №18 Себежского района Псковской области от 13.11.2018, решение судьи Себежского районного суда Псковской области от 04.02.2019, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Срогиниса Р.П., действующего на основании доверенности в интересах открытого акционерного общества «Российские железные дороги», - без удовлетворения.

Исполняющий обязанности председателя

Псковского областного суда А.А. Лебедев