Надзорное производство № 4а-40/2013
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Салехард 27 марта 2013 года
Председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа Патлатюк В. А., рассмотрев в порядке надзора жалобу ФИО1 на решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела Надымское лесничество управления лесных отношений Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 августа 2012 года № 33/12 ФИО1, занимающий должность старшего производителя работ участка № 3 Общества с ограниченной ответственностью «Нижневартовсктрансгидромеханизация» (далее - ООО «НТГМ»), привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Надымского городского суда от 29 ноября 2012 года постановление контролирующего органа оставлено без изменения.
ФИО1 обратился с надзорной жалобой в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с просьбой прекратить производство по делу по причине отсутствия в его действиях состава правонарушения. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что с момента вступления в права арендатора ООО «НТГМ» использование лесов в проверяемый период и в настоящее время не осуществляло; рабочие, технические средства и другое оборудование арендатора на территории карьера 1-г отсутствуют. По своему содержанию гидронамывной карьер по технической и производственной характеристике не представляет какой-либо пожарной опасности. Древесного мусора и иных горючих материалов на территории карьера не имеется. На момент проведения проверки карьер № 1-г не являлся местом базирования структурных подразделений ООО «НТГМ» и не является таковым в настоящее время. Хранение на арендуемом лесном участке ранее добытого гидронамывного грунта не является в правовом смысле видом использования лесов. Привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ возможно только при условии фактического использования лесов, нереализуемое же право использования лесов не образует состава административного правонарушения по указанной норме КоАП РФ.
Изучив материалы истребованного дела, оснований к отмене либо изменению обжалуемого судебного акта не нахожу.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно подп. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 549.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах образует состав административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что между Департаментом природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в лице отдела Надымского лесничества управления лесных отношений (арендодатель) и Закрытым акционерным обществом «Нижневартовсктрансгидромеханизация» (далее - ЗАО «НТГМ») (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 30 мая 2008 года № 221/л-08, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование лесной участок площадью 51,5 га, имеющий местоположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район (защитные леса, категория - леса, расположенные в лесотундровой зоне Таркосалинского лесничества Надымского участкового лесничества в квартале № 304 в выделах №№ 66,69,77-79,107 в квартале № 383 в выделе № 5), под размещение объекта «Гидронамывной карьер грунта № 1-г в районе автомобильной дороги Салехард-Надым, участок 1000-1060 км» (л. д. 95-109).
Соглашением от 21 декабря 2011 года, заключенным между ЗАО «НТГМ» (арендатор) и ООО «НТГМ» (новый арендатор), стороны определили, что права и обязанности по договору аренды лесных участков от 30 мая 2008 года № 221/л-08 арендатор передает новому арендатору (л. д. 110-115). Лесной участок был принят ООО «НТГМ» по акту приема-передачи от 07 декабря 2011 года (л. д. 116).
Государственная регистрация соглашения от 21 декабря 2011 года была произведена 18 января 2012 года, о чем в едином государственном реестре прав имеется запись за № 89-89-01107/2011-109.
В соответствии с пп. 1.6, 2.2.6 соглашения от 21 декабря 2011 года права и обязанности арендатора по аренды в отношении лесного участка передаются новому арендатору в полном объеме, существовавшем на момент заключения соглашения. Арендатор обязан надлежащим образом осуществлять все принятые на себя обязательства по договору аренды, в том числе выполнять требования проекта освоения лесов при использовании лесного участка.
Согласно п. 12 договора аренды лесных участков от 30 мая 2008 года № 221/л-08 арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором; осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
Меры пожарной безопасности на лесном участке, переданном ООО «НТГМ», осуществляются на основании проекта освоения лесов (раздел 5), прошедшим государственную экспертизу (л. д. 137-145).
ФИО1 является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на вышеназванном лесном участке, что подтверждается приказом о назначении на должность от 01 июня 2011 года (л. д. 86), должностной инструкцией (л. д. 222-224) и приказами ООО «НТГМ» от 01 марта 2012 года № 31/1 (л. д. 227) и от 28 июня 2012 года № 135 (л. д. 225).
На основании приказа Департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2011 года № 1201 «Об утверждении плана проверочных мероприятий в отношении юридических лиц по соблюдению условий договоров аренды лесных участков, договоров купли продажи лесных насаждений в составе земель лесного фонда на 2012 год» должностным лицом отдела Надымского лесничества управления лесных отношений Департамента в период с 10 по 12 июля 2012 года в отношении ООО «НТГМ» были проведены проверочные мероприятия по выполнению условий договора аренды от 30 мая 2008 года № 221/л-08, по результатам которых было установлено, что ООО «НТГМ» не выполнено обязательство по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, о чем составлены акт осмотра лесного участка от 11 июля 2012 года и акт проверочных мероприятий от 12 июля 2012 года (л. <...>). 26 июля 2012 года Ямало-Ненецким природоохранным прокурором в отношении ФИО1 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое было направлено в отдел Надымского лесничества управления лесных отношений Департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (л. д. 65-66).
Факт неукомлектования пункта сосредоточения противопожарного инвентаря не отрицается и самим ФИО1.
При таких обстоятельствах вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, является установленной.
Довод заявителя об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения ввиду того, что использование ООО «НТГМ» лесного участка в правовом смысле не является видом использования лесов, а также того обстоятельства, что гидронамывной карьер по технической и производственной характеристике не представляет какой-либо пожарной опасности, отклоняется в силу следующего.
Согласно ч. 3 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах возлагается на лицо, использующее леса на основании проекта освоения лесов.
По рассматриваемому делу субъектом ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, является ФИО1, на которого в силу должностного положения возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности на используемом ООО «НТГМ» лесном участке.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 июля 2012 года, постановление от 14 августа 2012 года № 33/12 по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и отвечает общим правилам назначения наказания, закрепленным в ст. 4.1 КоАП РФ. Учитывая высокую общественную опасность совершенного правонарушения считаю наказание, назначенное ФИО1, справедливым.
Вопреки доводам жалобы, вид и размер наказания, назначенного юридическому лицу, не учитывается при определении наказания должностному лицу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в ходе производства по данному делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а надзорную жалобу - без удовлетворения.
Председатель суда
Ямало-Ненецкого автономного округа /подпись/ В. А. Патлатюк
Копия верна.
Председатель суда
Ямало-Ненецкого автономного округа В. А. Патлатюк