№ 4а-418/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Астрахань 21 октября 2015 года
Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев надзорную жалобу федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Астраханской области» на постановление судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 11 июня 2015 года, решение судьи Астраханского областного суда от 7 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Астраханской области»,
установил:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 11 июня 2015 года ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере <...> <...> рублей.
Решением судьи Астраханского областного суда от 7 августа 2015 года постановление судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 11 июня 2015 года изменено: снижен размер назначенного ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» административного штрафа со <...> рублей до <...> рублей, в остальной части жалоба постановление остановлено без изменения, жалоба ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» - без удовлетворения.
В надзорной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по основаниям отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, материалы дела, нахожу состоявшиеся судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административное наказание на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Из материалов дела следует, что 14 апреля 2015 года главным специалистом-экспертом отдела надзора и контроля в сфере предоставления медицинских услуг Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области В. в отношении ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки в период с 9 апреля 2015 года по 14 апреля 2015 года, проведенной в соответствии с приказом Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области от 7 апреля 2015 года № <...> «О проведении внеплановой документарной проверки ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области», установлено, что ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» в нарушение требований Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» осуществляет медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии) в отделе военного комиссариата Астраханской области по городу Астрахани, расположенном по адресу: <...>.
Как следует из приказа Управления Росздравнадзора по Астраханской области от 7 апреля 2015 года № <...>, внеплановая документарная проверка в отношении ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» проводилась на основании пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому основанием для проведения внеплановой проверки юридических лиц является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Привлекая ФКУ «Военный комиссариат Астраханской области» к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, районный суд исходил из наличия в действиях юридического лица вмененного состава административного правонарушения и соблюдения Управлением Росздравнадзора по Астраханской области порядка проведения внеплановой проверки. К аналогичному выводу пришел и судья областного суда при пересмотре не вступившего в законную силу постановления о привлечении федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Астраханской области» к административной ответственности.
При этом судьями первой и второй инстанций не учтено, что порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и порядок направления требования о проведении внеплановой проверки в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя (конкретного объекта проверки) по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3.1) определен приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 года № 93, согласно которому требования о проведении внеплановых проверок в органы контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и территориальные подразделения федеральных органов контроля (надзора) в субъектах Российской Федерации направляют прокуроры субъекта Российской Федерации либо их заместители.
Однако, материалы административного дела не содержат сведений о направлении в Управление Росздравнадзора по Астраханской области требования прокурора субъекта, либо его заместителя о проведении внеплановой проверки, а имеющееся в материалах дела обращение прокуратуры Советского района г. Астрахани в адрес Министерства здравоохранения Астраханской области содержит лишь информацию о нарушении законодательства о здравоохранении в связи с обращением К. для рассмотрения в пределах компетенции данного органа.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (части 1, 4) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
Таким образом, результаты проверки, проведенной с нарушением требований к организации и проведению внеплановых проверок, установленных статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом требований закона, иные доказательства вины юридического лица материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене, а производство по делу прекращению по основаниям отсутствия в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
надзорную жалобу федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Астраханской области» удовлетворить.
Постановление судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 11 июня 2015 года, решение судьи Астраханского областного суда от 7 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Астраханской области» отменить, производство по делу прекратить.