РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
4А-422/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 сентября 2016 года г. Калининград
Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев протест заместителя прокурора Калининградской области Д., принесенный на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 13 января 2016 года по делу об административном правонарушении о привлечении гражданина <данные изъяты>Г. к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 13 января 2016 года гражданин <данные изъяты>Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением путем контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В протесте, принесенном 16 августа 2016 года в Калининградский областной суд вместе с делом об административном правонарушении в отношении Г. по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, заместитель прокурора Калининградской области Д. просит вышеназванное судебное постановление изменить, исключив из него указание на назначение Г. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку Г. в результате незаконных действий инспекторов отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Калининградской области Б. и Е., выраженных в незаконном изъятии миграционной карты у Г., был лишен возможности оформить регистрацию и иные документы, предоставляющие право на пребывание в Российской Федерации, а также обратиться в подразделение ФМС России для получения дубликата миграционной карты с целью выезда из Российской Федерации. При этом полагает, что протокол об административном правонарушении по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Г. был составлен сотрудниками УФМС России по Калининградской области и направлен для рассмотрения в Ленинградский районный суд г. Калининграда, с целью воспрепятствования завершению расследования уголовного дела в их отношении. Кроме того, обращает внимание на то, что с 22 декабря 2015 года в отношении Г., признанного потерпевшим по уголовному делу, были применены меры государственной защиты.
Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 18 августа 2016 года протест принят к рассмотрению.
18 августа 2016 года лицу, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, направлена копия вышеуказанного протеста, при этом каких-либо возражений от него не поступило.
Проверив в соответствии с требованиями ст. 30.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело в полном объеме, нахожу состоявшееся судебное постановление подлежащим отмене в связи со следующими обстоятельствами.
Положениями ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Согласно абз. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 13 января 2016 года гражданин <данные изъяты>Г. был привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за то, что, прибыв 03 мая 2015 года на территорию Российской Федерации, в нарушение требований ст. 5 и ст. 8 Федерального закона № 115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 3 и п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 года № 9, не убыл с ее территории по истечении 31 июля 2015 года срока временного пребывания и находился на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет по месту пребывания, а также без разрешения на временное проживание в Калининградской области и без законного источника дохода на территории Российской Федерации. Кроме того, отмечено, что Г. по вопросу оформления российского гражданства и вида на жительство не обращался, при этом приобрел авиабилет в государство постоянного проживания.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 18 июля 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование сведений об иностранном гражданине, в том числе вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, каким, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», также является и миграционная карта.
Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации (ст. 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
По смыслу вышеперечисленных норм права миграционная карта является одним из основных документов, подтверждающих законность пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, прибывшего на ее территорию в порядке, не требующем получения визы, которую данное лицо обязано сдать при выезде с территории Российской Федерации.
Из приложенных к протесту заместителем прокурора Калининградской области Д. копий документов, являющихся материалами уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, следует, что Г. признан в рамках него потерпевшим, по факту того, что инспектора отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы России по Калининградской области Е. и Б. 03 мая 2015 года в период времени с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут на территории аэровокзального комплекса ЗАО «А.», расположенного по адресу: <адрес>, при проверке соблюдения миграционного законодательства гражданами <данные изъяты>Г. и В.., прибывшими в Российскую Федерацию авиарейсом № «Ташкент – Калининград», в нарушение требований ст. ст. 18.8, 27.10 ч. 5 КоАП РФ, без составления протоколов об административном правонарушении и изъятии вещей и документов, незаконно изъяли у Г. миграционную карту № и у В. миграционную карту №. Иными словами совершили действия, явно выходящие за пределы должностных полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан <данные изъяты>Г. и В., так как данные иностранные граждане были лишены права на законных основаниях пребывать на территории Российской Федерации. С учетом названных обстоятельств, изложенные в протесте доводы заместителя прокурора Калининградской области Д. заслуживают внимания.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В случае отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие) производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Учитывая вышеназванные обстоятельства, принимая во внимание положения ст. 1.5 КоАП РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, отсутствуют достаточные основания утверждать о том, что Г. исключительно по своей вине не встал на миграционный учет по месту пребывания с целью легализации такого пребывания на территории Российской Федерации, и соответственно, вовремя не покинул территорию Российской Федерации, процедура выезда с территории которой требует сдать миграционную карту. Поэтому дело об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Отсутствие, по мнению суда, у Г., законного источника дохода на территории Российской Федерации, разрешения на временное проживание, а равно и ссылка на то обстоятельство, что Г. по вопросу оформления вида на жительство и российского гражданства не обращался, не могут служить самостоятельными основаниями для признания незаконным его нахождения на территории Российской Федерации, поскольку обращение за получением какого – либо из этих статусов, как и осуществление трудовой деятельности, приобретение авиабилета в государство постоянного проживания, является правом лица, а не его обязанностью.
По результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, ст. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение (п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 13 января 2016 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении о привлечении Г. по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ прекращению, по причине отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 13 января 2016 года по делу об административном правонарушении о привлечении гражданина <данные изъяты>Г. к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Г. о привлечении его к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить.
Заместитель председателя
Калининградского
областного суда В.Ю. Мухарычин