№ 4а-426/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 сентября 2017 года г. Оренбург
Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу Салихова Р.К. на вступившее в законную силу решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 29 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** общества с ограниченной ответственностью ***» Салихова Р.К.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга от 26 апреля 2017 года *** общества с ограниченной ответственностью ***» (далее – ООО ***», управляющая компания, общество) Салихов Р.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и освобожден от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, с объявлением устного замечания.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 29 июня 2017 года постановление мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга от 26 апреля 2017 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Салихов Р.К. просит об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 мая 2015 года. После 01 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Из материалов дела установлено следующее.
ООО «***» имеет лицензию от 31 мая 2016 года № *** на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданную государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области.
Общество осуществляет управление многоквартирными домами в г. Оренбурге, расположенными по следующим адресам: ул. *** ул. ***, ул. ***. В реестр лицензии внесены сведения об адресах данных многоквартирных домов.
Прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга в период с 10 по 13 марта 2017 года проведена проверка соблюдения ООО «***» требований жилищного законодательства, направленного на обеспечение свободного доступа к информации об основных показателях деятельности управляющей организации.
В ходе проверки было выявлено, что в нарушение требований Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731, обществом на сайте www.reformagkh.ru не в полном объеме размещена следующая информация: в анкете управляющей организации не указана общая информация об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (нарушен пп. «а» п. 3 Стандарта), а именно:
- отсутствует режим работы, в том числе часы личного приема граждан (п. 13 Формы 1.1);
- отсутствует доля участия субъекта РФ в уставном капитале (п. 29 Форма 1.1);
- отсутствует штатная численность, включая административный персонал, инженеров, рабочих (п. 33 Формы 1.1);
- не в полном объеме размещена информация - сканированная копия лицензии (на сайте размещена только 1 страница лицензии) (п. 30 Формы 1.1).
В отношении многоквартирных домов (далее - МКД) по ул.******, ул. ***- не размещена общая информация о многоквартирных домах, в том числе характеристика многоквартирных домов, а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества МКД (нарушен пп. «в» п. 3 Стандарта).
В отношении МКД по ул. *** отсутствуют такие сведения, как:
- способ формирования фонда капитального ремонта: год постройки, серия, тип постройки здания, количество этажей наименьшее, количество жилых и нежилых помещений; общая площадь нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества, элементы благоустройства (п. 4, 6, 7, 11, 15, 16, 19, 20, 29-30 Формы 2.1);
- сведения о типе фундамента; фасада, крыши, кровли, мусоропровода, о количестве мусоропроводов; о типе лифтов; о годе ввода лифта № 3 в эксплуатацию, об общедомовых приборах учета, о типе системы вентиляции, пожаротушения, водостоков (п. 2, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 14-19, 28, 29, 30 Формы 2.2).
В отношении МКД по ул. *** отсутствуют такие сведения, как:
- серия, тип постройки здания, количество этажей наименьшее, количество нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества; сведения о наличии спортивной площадки (п. 7, 11, 16, 19, 13. 30 Формы 2.1);
- сведения о типе фундамента; о датах вводов в эксплуатацию и поверки/замены приборов учета по коммунальным ресурсам - электроснабжение, холодное водоснабжение, о дате поверки/замены прибора учета по коммунальному ресурсу - горячее водоснабжение, отопление; сведения об общедомовом приборе учета по газоснабжению, о типе системы вентиляции, пожаротушения, водостоков (п. 2, 15-19, 28, 29, 20 Формы 2.2).
В отношении МКД поул. *** отсутствуют такие сведения, как:
- способ формирования фонда капитального ремонта; серия, тип постройки здания, количество этажей наименьшее, количество помещений, в том числе жилых и нежилых помещений, общая площадь жилых, нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества, элементы благоустройства (п. 4, 7, 11, 14-16, 18-20, 29-30 Формы 2.1);
- сведения о конструктивных элементах многоквартирного дома, оборудовании и системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Форма 2.2).
В нарушение подп. «д» п. 3 Стандарта отсутствует информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, о нормативах потребления коммунальных услуг. В частности, в отношении МКД по ул. *** и ул. *** нет вышеуказанных сведений, предусмотренных Формой 2.4, по следующим коммунальным ресурсам: холодное водоснабжение (п. 8, 9, 11-13), горячее водоснабжение (п. 8, 9, 11-13), водоотведение (п. 8, 9, 11, 13), электроснабжение (п. 7, 8, 9, 11-13), отопление (п. 8, 9, 11, 13), газоснабжение (п. 7, 8, 9, 11, 13).
В отношении МКД по ул. *** отсутствует информация, содержащая сведения, предусмотренные Формой 2.4. о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (нарушен подп. «ж» п. 3 Стандарта), а в отношении МКД по ул. *** и ул. *** информация, предусмотренная Формой 2.6.
Данное обстоятельство зафиксировано в акте проверки (л.д. 10-13).
По факту выявленных нарушений 16 марта 2017 года заместителем прокурора Дзержинского района г. Оренбурга в отношении *** ООО «***» Салихова Р.К. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
26 апреля 2017 года за совершение данного административного правонарушения *** ООО «***» Салихова Р.К. признан мировым судьей виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и освобожден от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, с объявлением устного замечания.
Судья районного суда постановление мирового судьи отменил, дело направлено на новое рассмотрение.
Вместе с тем с состоявшимися по настоящему делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Основанием привлечения *** ООО «***» Салихова Р.К. к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, послужили изложенные в акте проверки, постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении выводы о нарушении Салиховым Р.К. как должностным лицом управляющей компании лицензионных требований, установленных п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, выразившихся в несоблюдении обществом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.
Статьей 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с подп. «в» п. 3 названного Положения лицензионным требованием к лицензиату, устанавливаемым в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», является соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Согласно п.п. 6, 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионным требованием является в том числе соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 настоящего Кодекса, и требований к размещению информации, установленных ч. 10.1 ст. 161 настоящего Кодекса.
В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 10.1 указанной статьи управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
В силу частей 3, 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 263-ФЗ, в редакции от 21 июля 2014 года) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона субъекты Российской Федерации имеют право заключить соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы. Положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применяются до 01июля 2016 года. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного соглашения положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного соглашения и до 01 июля 2016 года положения ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ применяются только на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. С 01июля 2016 года положения ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ применяются для всех субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, вступившего в силу 30 июня 2015 года) определено, что с 01 августа 2015 года информация, указанная в ст. 198 ЖК РФ (в редакции Закона № 255-ФЗ), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Материалами дела установлено, что 23 июля 2015 года заключено соглашение об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на территории Оренбургской области, которое вступило в силу 01 февраля 2016 года.
Следовательно, с 01 июня 2016 года положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731, утвердившего Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, на территории Оренбургской области, утрачивают силу и подлежат применению нормы ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ.
Что касается продления ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2016года № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 469-ФЗ) сроков раскрытия информации в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ до 31 декабря 2017 года включительно, необходимо отметить следующее.
Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 469-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 263-ФЗ, в соответствии с которыми продлены сроки раскрытия информации в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 161 ЖК РФ до 01 января 2018 года (ч. 3 ст. 3).
При этом Федеральным законом № 469-ФЗ не вносились изменения в ч.4 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ, на основании которой по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения, поскольку их заключение повлекло за собой исполнение юридически значимых действий, в том числе обязанность поставщиков информации по размещению соответствующих данных в ГИС ЖКХ до 01 июля 2016 года.
Кроме того, ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 469-ФЗ, продлевающая сроки применения положений п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, не содержит оговорки в отношении субъектов Российской Федерации, заключивших соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ.
Таким образом, положения п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ подлежат применению до 31 декабря 2017 года включительно на территории субъектов Российской Федерации, не заключивших соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ.
Следовательно, на территории Оренбургской области с 01 июня 2016 года в число лицензионных требований не входит соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.
В силу приведенного правового регулирования выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для настоящего дела, однако при его рассмотрении требования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
При таких обстоятельствах выводы нижестоящих судебных инстанций о наличии в действиях Салихова Р.К. состава вменяемого административного правонарушения сделаны при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые акты.
С учетом изложенного, принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В силу этого постановление мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга от 26 апреля 2017 года и решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 29 июня 2017 года, вынесенные в отношении *** ООО «***» Салихова Р.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Салихова Р.К. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского района г. Оренбурга от 26 апреля 2017 года и решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 29 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении *** ООО «***» Салихова Р.К. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев