РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 4А-428/19
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 сентября 2019 года г. Калининград
Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев жалобу директора государственного бюджетного учреждения Калининградской области нетиповой образовательной организации «Центр развития одаренных детей» (далее – ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей») ФИО1 на постановление мирового судьи 2-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 05 апреля 2019 года, решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 05 апреля 2019 года директор ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 июня 2019 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 04 сентября 2019 года, директор ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» ФИО1 ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 09 сентября 2019 года жалоба принята к рассмотрению.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении директора ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» ФИО1 истребовано в Калининградский областной суд 09 сентября 2019 года, поступило 17 сентября 2019 года.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, нахожу вышеназванные судебные постановления подлежащими оставлению без изменения.
Частью 11 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Как усматривается из материалов дела, в октябре 2018 года Управлением Ростехнадзора была проведена плановая выездная проверка соблюдения ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» требований промышленной безопасности и технических регламентов при эксплуатации опасного производственного объекта.
По результатам проверки составлен акт от 19 октября 2018 года №, в котором зафиксированы следующие нарушения:
1. ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» допускается эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности «Сеть газопотребления ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей», рег. № А21-06656-0001 по адресу: <...> при отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных объектов I, II, III классов опасности;
2. у ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности здания котельной по адресу: <...> внесенное в реестр экспертиз промышленной безопасности, проведение которой необходимо в связи с отсутствием в проектной документации, разработанной ООО «Калининградтеплогазпроект» № 319-2000, данных о сроке его безопасной эксплуатации;
3. у ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» отсутствует исполнительная документация опасного производственного объекта III класса опасности «Сеть газопотребления ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей», рег. № А21-06656-0001 (паспорт завода-изготовителя регулятора давления газа РДНК-50П, паспорт завода-изготовителя фильтра газа ФГ-50С);
4. у ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте III класса опасности «Сеть газопотребления ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей», рег. № А21-06656-0001, согласованный с аварийно-спасательным формированием;
5. ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» не обеспечена проверка технического состояния вентиляционных систем котельной по адресу: <...> с периодичностью не реже 2-х раз в год.
На основании вышеназванного акта проверки учреждению выдано предписание от 19 октября 2018 года № об устранении названных нарушений в срок до 19 января 2019 года.
В период с 28 января 2019 года по 30 января 2019 года в соответствии с распоряжением и.о. заместителя руководителя Северо-западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. от 16 января 2019 года № была проведена внеплановая выездная проверка выполнения ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» ранее выданного предписания от 19 октября 2018 года №, по результатам которой составлен акт №, зафиксировавший факт неисполнения 1-4 пунктов предписания от 19 октября 2018 года №.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 04 марта 2019 года главным государственным инспектором отдела промышленной безопасности по Калининградской области Северо-западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора Д. в отношении директора ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и последующего привлечения названного должностного лица мировым судьей 2-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области к административной ответственности по указанной норме административного законодательства.
Привлекая директора ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» ФИО1 к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что, являясь директором ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей», ФИО1 не обеспечил в срок до 19 января 2019 года устранение названным учреждением допущенных нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, выразившихся в эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности при отсутствии лицензии на его эксплуатацию; в отсутствии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности здания котельной по адресу: <...> внесенного в реестр экспертиз промышленной безопасности; в отсутствии у учреждения плана мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте III класса опасности «Сеть газопотребления ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей», рег. № А21-06656-0001, согласованного с аварийно-спасательным формированием.
При этом мировой судья не согласился с требованием заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, изложенному в предписании от 19 октября 2018 года, об обязании ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» в указанный в предписании срок представить исполнительную документацию опасного производственного объекта III класса опасности «Сеть газопотребления ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей», рег. № А21-06656-0001 (паспорт завода-изготовителя регулятора давления газа РДНК-50П, паспорт завода-изготовителя фильтра газа ФГ-50С), указав на то, что на момент проведения проверки должностному лицу были представлены копии паспорта регулятора давления газа РДНК-50П и паспорта фильтра газа ФГ-50С.
С выводом мирового судьи о наличии в действиях директора ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и с назначенным наказанием в виде штрафа в размере 30 000 рублей согласился судья Гурьевского районного суда Калининградской области.
Оспаривая состоявшиеся по делу судебные постановления, ФИО1 ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. В обоснование таких доводов указывает на то, что для эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей» не требуется лицензия, что нашло свое отражение во вступивших в законную силу судебных постановлениях, вынесенных в 2015-2017 годах. Полагает, что при наличии указанных судебных постановлений, содержащих выводы об отсутствии у ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» обязанности оформлять соответствующую лицензию, имеет место повторное привлечение к ответственности.
Данные доводы проверены, однако они не влекут отмену состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Из материалов дела следует, что ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности «Сеть газопотребления ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей», рег. № А21-06656-0001, следовательно, в силу вышеприведенных положений действующего законодательства у него имеется обязанность по оформлению соответствующей лицензии, в связи с чем неисполнение предписания в части выявленных нарушений относительно эксплуатации такого объекта без лицензии послужило правомерным основанием для привлечения директора данного юридического лица к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Само же по себе то обстоятельство, что принятые в 2015-2017 годах судебные постановления содержали выводы об отсутствии у ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» обязанности по получению лицензии, не может свидетельствовать о незаконности постановления мирового судьи 2-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 05 апреля 2019 года и решения судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 июня 2019 года, принимая во внимание то, что в российском законодательстве отсутствует прецедентное право, и при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьи руководствуются обстоятельствами, установленными по каждому конкретному делу в отдельности с учетом действующего правового регулирования.
В этой связи является верным указание в обжалуемых в рамках настоящего дела об административном правонарушении судебных актах на изменение правового регулирования в сфере промышленной безопасности – признание Ростехнадзором письмом от 14 мая 2015 года № 00-01-33/243 не подлежащими применению ранее данных разъяснений Ростехнадзора, изложенных в письме от 10 сентября 2014 года № 00-04-05/1497.
Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с КоАП РФ, ссылки в жалобе на нарушение судьями при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении положений ГПК РФ и АПК РФ, устанавливающих основания освобождения от доказывания, являются необоснованными.
Доводы жалобы о повторном привлечении ФИО1 к ответственности за одно и тоже правонарушение со ссылками на ранее состоявшиеся судебные акты, содержащие выводы об отсутствии у ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» обязанности по получению лицензии, несостоятельны, поскольку наличие вышеназванных постановлений, вынесенных в разные периоды времени относительно разных событий, не является обстоятельством, исключающим возможность привлечения директора названного юридического лица ФИО1 к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания от 19 октября 2018 года №.
В соответствии с п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности положительного заключения экспертизы промышленной безопасности здания котельной по адресу: <...> является нарушением требований промышленной безопасности, в связи с чем неисполнение предписания, возлагающего на ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» обязанность его устранить, послужило правомерным основанием для привлечения директора названного юридического лица административной ответственности.
То обстоятельство, что ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» направляло в компетентный орган заключение экспертизы промышленной безопасности, однако в его регистрации было отказано, не опровергает выводы судебных инстанций о наличии в действиях директора названного учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и, соответственно, не влечет отмену состоявшихся по делу судебных постановлений.
Поскольку директор ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» ФИО1, зная об отказе в регистрации заключения экспертизы, не предпринял мер к получению соответствующего решения об отказе вплоть до 20 марта 2019 года (день судебного заседания у мирового судьи) с целью устранения указанных в таком решении недостатков в кратчайший срок, что следует из объяснений ФИО1 и его защитника в судебном заседании (л.д. 49), доводы жалобы о принятии учреждением всех необходимых мер, направленных на исполнение предписания, не могут быть признаны обоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанной нормой Федерального закона № 116-ФЗ Правительство РФ постановлением от 26 августа 2013 года № 730 утвердило Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, в котором установило порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к их содержанию.
Отсутствие у ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» вышеназванного плана свидетельствует о несоблюдении его директором обязательных требований промышленной безопасности и неисполнении предписания от 19 октября 2018 года №.
Наличие у ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» иного документа - «План взаимодействия служб различных ведомств по локализации и ликвидации возможных аварий на газопроводах ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» 2014 года не свидетельствует о необоснованности привлечения директора учреждения к административной ответственности, поскольку план, наличие которого прямо предусмотрено действующим законодательством, на момент проверки исполнения предписания от 19 октября 2018 года представлен не был.
Учитывая, что Приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2012 года № 781 «Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах» носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом, устанавливающим требования промышленной безопасности, ссылки в жалобе на него в подтверждение доводов об исполнении предписания в части представления плана мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте не могут быть признаны состоятельными.
То обстоятельство, что в начале декабря 2018 года ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» направляло актуализированную редакцию Плана для проверки и согласования в ОАО «Калининградгазификация», однако на момент проверки исполнения предписания не получило на него ответа, не может в рассматриваемой ситуации свидетельствовать о незаконности выводов судебных инстанций о наличии оснований для привлечения директора названного юридического лица к административной ответственности, учитывая, что для исполнения предписания учреждению был предоставлен трехмесячный срок, о продлении которого при наличии на то уважительных причин последнее имело возможность заявить ходатайство.
Поскольку на момент проверки должностному лицу Ростехнадзора были представлены копии паспорта регулятора давления газа РДНК-50П и паспорта фильтра газа ФГ-50С, мировой судья правомерно не согласился с требованием Управления Ростехнадзора, изложенным в предписании, об обязании ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» представить исполнительную документацию опасного производственного объекта III класса опасности «Сеть газопотребления ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей», рег. № А21-06656-0001 (паспорт завода-изготовителя регулятора давления газа РДНК-50П, паспорт завода-изготовителя фильтра газа ФГ-50С).
Учитывая, что предписание от 19 октября 2018 года № содержит сведения о характере нарушений, допущенных учреждением, при этом из существа данных нарушений возможно однозначно определить какие меры необходимо предпринять для их устранения, ссылки в жалобе на отсутствие в предписании сведений о конкретных способах его исполнения, не могут свидетельствовать о незаконности привлечения директора ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» ФИО1 к ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что в предусмотренном законом порядке вышеуказанное предписание не признано недействительным и не отменено, выводы судебных инстанций о том, что его неисполнение в установленный срок образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, являются правомерными, а доводы жалобы их не опровергают.
Иные доводы, содержащиеся в настоящей жалобе, в том числе и указание на внесение учреждению 26 октября 2018 года представления, повторяющего содержание и пункты предписания, на которое (на представление) последним дан ответ, также не свидетельствуют о допущенных при производстве по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушениях, не позволивших всесторонне, полно, объективно рассмотреть дело, не влияют на обоснованность выводов судебных инстанций о виновности директора ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и не влекут освобождение последнего от административной ответственности.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что дело об административном правонарушении рассмотрено полно, всесторонне, объективно, вина директора ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в полном объеме, а наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ и отвечает целям, указанным в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, оснований для отмены постановления мирового 2-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 05 апреля 2019 года, решения судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 июня 2019 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи 2-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 05 апреля 2019 года, решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении директора ГБУ КО НОО «Центр развития одаренных детей» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Калининградского областного суда В.Ю. Мухарычин