ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-429/18 от 23.06.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-429/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 июня 2018 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда КужабаевМ.Д., рассмотрев жалобу заместителя начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Жукова Д.Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 г. Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области, от 10 июля 2017 года и решение судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилкомсервис»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 г. Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области, от 10 июля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2017года, общество в ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилкомсервис» (далее – ООО «УК Жилкомсервис», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Жуков Д.Г. просит об отмене решения судьи.

В возражениях *** ООО «УК Жилкомсервис» Д.С.А. находит состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательств влечет в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что 16 декабря 2016 года в Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области поступило обращение гражданина, проживающего по адресу: Оренбургская область, г. ***входящий номер №***), по вопросу нарушения правил содержания общего имущества - ненадлежащее содержание системы отопления (холодно в квартире) и плесени в квартире.

11 января 2017 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на основании распоряжения заместителя начальника инспекции от 21 декабря 2016 года № *** проведена внеплановая выездная проверка соблюдения управляющей организацией ООО «УК Жилкомсервис» лицензионных требований, по результатам которой составлен акт проверки от 11 января 2017 года № ***.

В ходе проведенного уполномоченным органом осмотра квартиры № *** установлено наличие плесневелых темных пятен на стенах в наружных углах кухни, а также выполнение работ по наладке системы отопления квартиры.

По результатам проверки Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области выдала ООО «УК Жилкомсервис» предписание от 11 января 2017 года № ***, которым в срок до 10 апреля 2017 года обязало получить заключение специализированной организации о причинах образования темных пятен в квартире и методах их устранения. В случае выявления повреждений и нарушений стен предписано составить план мероприятий по их инструментальному обследованию, восстановлению проектных условий эксплуатации и его выполнения.

17 апреля 2017 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на основании распоряжения заместителя начальника инспекции от 05 апреля 2017 года № *** проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой было установлено, что ранее выданное предписание обществом не исполнено, о чем составлен акт проверки от 17 апреля 2017 года № ***.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.

Разрешая данное дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о том, что нарушение требований ч. 2.3 ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, не может быть признано нарушением лицензионных требований, в связи с чем переквалифицировал действия ООО «УК Жилкомсервис» с ч. 24 на ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Судья районного суда согласился с выводом мирового судьи.

Вместе с тем такой вывод судей нижестоящих судебных инстанций нельзя признать правильным.

Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные ч. 4.1 и ч. 5 данной статьи.

Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с п. 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;

в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно ч. 2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170.

Частью 24 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.

Таким образом, невыполнение в установленный срок законного предписания государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, осуществляющей региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, об устранении нарушений лицензионных требований, которое вменено в нарушение ООО «УК Жилкомсервис», образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст. 19.5 КоАП РФ.

Следовательно, оснований для переквалификации действий ООО «УК Жилкомсервис» на ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ не имелось.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Поскольку санкция ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ для юридических лиц является более строгой, чем санкция ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, переквалификация действий ООО «УК Жилкомсервис» с ч. 1 ст. 19.5 на ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, что является недопустимым.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 г. Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области, от 10 июля 2017 года и решение судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «УК Жилкомсервис» подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «УК Жилкомсервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу заместителя начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Жукова Д.Г. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 г. Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области, от 10 июля 2017 года и решение судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «УК Жилкомсервис» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев