ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-432/19 от 05.07.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

№ 4а-432/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 июля 2019 года г. Симферополь

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Крым Скляров В.Н., рассмотрев в порядке 30.16 КоАП РФ жалобу начальника главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №16 Центрального судебного района города Симферополя (Центрального районного городского округа Симферополь) Республики Крым от 23.10.2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07.05.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 КоАП РФ, в отношении генерального директора Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 16 Центрального судебного района города Симферополя (Центрального районного городского округа Симферополь) Республики Крым от 23.10.2018 года производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07.05.2019 года постановление мирового судьи судебного участка № 16 Центрального судебного района города Симферополя (Центрального районного городского округа Симферополь) Республики Крым от 23.10.2018 года оставлено без изменения, а жалоба старшего инспектора отделения государственного контроля Главного контроля Главного управления Госгвардии по Республике Крым и г. Севастополю ФИО6 – без удовлетворения.

В жалобе, принятой в порядке ст. 30.16 КоАП РФ, заявитель просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №16 Центрального судебного района города Симферополя (Центрального районного городского округа Симферополь) Республики Крым от 23.10.2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07.05.2019 года с возвращением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.

Генеральный директор ГУП РК «Черноморнефтегаз» ФИО2 уведомлен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче начальником главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю ФИО3 жалобы на указанный судебный акт, представитель ФИО2 действующий на основании доверенности ФИО7 предоставил возражения, в которых изложил свои письменные пояснения.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест. В соответствии с частью 2 указанной статьи судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 указанного Кодекса следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении, в том числе, протокола об административном правонарушении и внесении в него изменений.

В связи с изложенным, административный орган не вправе составлять протокол об административном правонарушении в отношении лица привлекаемого к административной ответственности, при отсутствии сведений о его надлежащем извещении.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении и обоснованно указано в судебных решениях суда первой и апелляционной инстанции, что уведомление о составлении 07.08.2018 года протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ГУП РК «Черноморнефтегаз» ФИО2 направлялось по месту жительства ФИО2, а также по месту нахождения юридического лица ГУП РК «Черноморнефтегаз»: <адрес>.

Согласно информации по отслеживанию почтовых отправлений с сайта «Почта России» следует, что уведомление о времени составления протокола (с почтовым идентификатором ), направленное ФИО2 по месту его жительства, прибыло в место вручения 06.08.2018 года. 08.09.2018 года выслано обратно отправителю за истечением срока хранения.

Таким образом, уведомление о составлении протокола, направленное ФИО2 по месту его жительства на момент составления протокола об административном правонарушении – 07.08.2018 года получено им либо возращено за истечением сроков хранения не было.

Кроме того, уведомление о составлении протокола, направленное в адрес ГУП РК «Черноморнефтегаз» для генерального директора ФИО2, получено 30.07.2018 года сотрудником ГУП РК «Черноморнефтегаз» - ФИО8

Судом первой инстанции допрошен заместитель генерального директора ГУП РК «Черноморнефтегаз» ФИО9, пояснивший, что в связи с отсутствием 30.07.2018 года на рабочем месте генерального директора ФИО2 уведомление, зарегистрированное 30.07.2018 года за входящим № 2879/01-06, было им расписано в адрес заместителя генерального директора по связям с органами государственной власти и безопасности ФИО10, советника ФИО11 и заместителя генерального директора по правовым и кадровым вопросам ФИО12 с резолюцией «Для организации работы». Поступившую корреспонденцию и информацию, указанную в ней, ФИО2 он не передавал. Что, также согласуется с ответом ГУП РК «Черноморнефтегаз» от 02.10.2018 года, из которого следует, что уведомление о составлении протокола от 27.07.2018 года № 467/9-1162 ГУ ФСВНГ РФ по РК и г.Севастополю, зарегистрировано 30.07.2018 года за входящим № 2879/01-06, далее заместителем генерального директора ФИО4 расписано в адрес заместителя генерального директора по связям с органами государственной власти и безопасности ФИО10, советника ФИО11 и заместителя генерального директора по правовым и кадровым вопросам ФИО12 с резолюцией «Для организации работы». В дальнейшем заместители генерального директора ФИО10 и ФИО12 расписали уведомление по соответствующим направлениям деятельности, в результате чего, фактически, уведомление доведено до ответственного работника – начальника отдела защиты от актов незаконного вмешательства ФИО13

С учетом истребованных оригиналов документов, судом первой инстанции обоснованно не принята в качества доказательства надлежащего уведомления ФИО2 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, ксерокопия резолюции к документу № 2879/01-06 от 30.07.2018 года генерального директора ГУП РК «Черноморнефтегаз» ФИО2 с указанием «ФИО10, ФИО11, ФИО12 – 31.07 для организации работы», представленная представителем Главного управления Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю.

Представителем Главного управления Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю оригинал данной резолюции не был предоставлен по настоящее время.

С учетом установленных фактических обстоятельств дела, а также предоставления оригинала резолюции от 30.07.2018 года к документы № 2879/01-06 от 30.07.2018 года, в котором стоит фамилия и подпись заместителя генерального директора ФИО9, суд первой инстанции с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – генеральный директор ГУП РК «Черномонефтегаз» ФИО2, не было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах, составление протокола об административном правонарушении 07.08.2018 года в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, и отсутствии доказательств его надлежащего уведомления о времени и месте совершения данного процессуального действия, является существенным нарушением процедуры привлечения ФИО2 к административной ответственности лица на защиту.

Данные нарушения, в соответствии с требованиями КоАП РФ, не позволили суду первой и апелляционной инстанции восполнить пробелы, допущенные при ненадлежащем извещении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении должностным лицом, в связи с чем, судья первой инстанции обоснованно пришел к выводу о прекращении производства об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, обжалуемые судебные решения должным образом мотивированы, вынесены на основании установленных обстоятельств, которым дана надлежащая и правильная правовая оценка с подробным изложением норм действующего законодательства и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, которые могут послужить основанием для отмены судебного решения не допущено.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.

Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, что допущенные при разрешении дела об административном правонарушении нарушения являются существенными и при отсутствии доказательств надлежащего уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, является нарушением процедуры привлечения ФИО2 к административной ответственности, чем нарушается его право на защиту, в связи с чем протокол об административном правонарушении обоснованно признан недопустимым доказательством, а факт вмененного административного правонарушения ФИО2 нельзя признать доказанным.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения соответствующей жалобы, протеста выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы без изменения, а жалобы, протеста без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.16, 30.17, 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка №16 Центрального судебного района города Симферополя (Центрального районного городского округа Симферополь) Республики Крым от 23.10.2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07.05.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 КоАП РФ, в отношении генерального директора Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу начальника главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель Председателя суда В.Н. Скляров