№ 4А-432/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Ставрополь 7 июня 2019 года
Исполняющий обязанности председателя Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев жалобу директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 июня 2018 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 19 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ООО «Эко-Сити» ФИО1,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 апреля 2018 года № 18-421/П/1-160/3 должностное лицо – директор ООО «Эко-Сити» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.
Внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения № 18-421/П/1-160/4 от 24 апреля 2018 года.
Решением судьи Шпаковского районного суда от 15 июня 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Решением судьи Ставропольского краевого суда 19 сентября 2018 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, директор ООО «Эко-Сити» ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Эко-Сити» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выявленные по результатам проведения Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу плановой выездной проверки, на основании приказа от 13 марта 2018 года № 421 «О проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица - ООО «Эко-Сити» нарушения требований природоохранного законодательства, а именно установлено загрязнение грунтовых вод полигонами ТКО, используемыми ООО «Эко-Сити» для захоронения отходов, расположенными по адресам: Ставропольский край, Петровский городской округ, <...>, <...>, вследствие несоблюдения экологических требований при эксплуатации.
Судебные инстанции с выводами должностного лица о наличии в деянии указанного лица состава данного административного правонарушения согласились.
Вместе с тем обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела и настоящей жалобы, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20 июля 2018 года, оставленным без изменения решением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2018 года, приказ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу № 421 от 13 марта 2018 года «О проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Эко-Сити» признан недействительным. Обосновывая данный вывод, арбитражный суд обратил внимание на допущенные административным органом нарушения требований статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении в отношении Общества плановой выездной проверки.
Данные выводы арбитражного суда касаются вышеприведенных обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Эко-Сити» к административной ответственности по настоящему делу, поскольку проверка, материалы которой послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, проведена на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 13 марта 2018 года признанного арбитражным судом недействительным.
В силу положений части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, результаты проведенной в отношении ООО «Эко-Сити» проверки получены с нарушением требований закона, следовательно, акт проверки от 13 апреля № 18-421/П/1 и составленный на его основе протокол № 18-421/П/1-160/1 об административном правонарушении от 13 марта 2018 года неправомерно использованы в качестве доказательств виновности ООО «Эко-Сити» в совершении вмененного административного правонарушения. Обстоятельства, на основании которых вынесены состоявшиеся по делу акты, не являются установленными и доказанными в законной процедуре.
Доводы о несоблюдении порядка привлечения ООО «Эко-Сити» к административной ответственности последовательно приводились названным лицом и его защитниками в ходе производства по настоящему делу, однако в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведенным доводам судебными инстанциями надлежащая оценка не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 апреля 2018 года № 18-421/П/1-160/3, представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения № 18-421/П/1-160/4 от 24 апреля 2018 года, решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 июня 2018 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 19 сентября 2018 года, вынесенные в отношении должностного лица – директора ООО «Эко-Сити» ФИО1, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 апреля 2018 года № 18-421/П/1-160/3, представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения № 18-421/П/1-160/4 от 24 апреля 2018 года, решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 июня 2018 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 19 сентября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации в отношении должностного лица – директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
И.о. председателя О.А. Козлов