Дело № 4а-432/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СВЕРДЛОВСКОГО
ОБЛАСТНОГО СУДА
г. Екатеринбург 29 мая 2017 года
Заместитель председателя Свердловского областного суда Т.П. Баландина, рассмотрев жалобу защитника Я. на вступившие в законную силу судебные решения по делу об административном правонарушении,предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Красноуральского судебного района, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Красноуральского судебного района, от 26.12.2016
конкурсному управляющему
ООО «Красноуральский химический завод»
Андрееву В.А.
назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание конкурсному управляющему ООО «Красноуральский химический завод» (далее – Общество) Андрееву В.А. назначено за умышленное невыполнение законного требования прокурора о предоставлении информации на основании ст.ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 09 июня 2016 года № 02-09-2016.
Решением судьи Красноуральского городского суда Свердловской области от 31 марта 2017 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе защитник Я. просит вынесенные судебные решения отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно постановлению прокурора о возбуждении настоящего дела, по результатам проверки размещенных в сети Интернет публикаций о фактах нарушения ООО «Красноуральский химический завод» требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов 09.06.2016 в адрес арбитражного управляющего Андреева В.А. прокурором города Красноуральска было направлено требование о предоставлении еженедельно по четвергам, начиная с 16.06.2016, информации о проведенных им мероприятиях в ходе процедуры банкротства и в рамках работ по ликвидации опасного производственного объекта «Участок изготовления взрывчатых материалов; информации об объемах опасных и взрывчатых веществ, находящихся на территории Общества»; о том, производится ли их уничтожение, каким образом и в каком объеме, каким образом осуществляется охрана таких веществ, в частности в каких зданиях они хранятся и с использованием какого оборудования; о том, каким образом осуществляется охрана территории предприятия и зданий, входящих в состав опасного производственного объекта «Участок изготовления взрывчатых материалов», сколько охранников постоянно находится на территории завода (т.1 л.д. 16).
Указанное требование прокурора было получено конкурсным управляющим Андреевым В.А. 10.06.2016, однако ни 04.08.2016, ни 11.08.2016, ни 18.08.2016, ни 25.08.2016 в прокуратуру города Красноуральска запрошенная информация о текущем состоянии дел в ООО «Красноуральский химический завод» не поступала, что послужило основанием для возбуждения в отношении Андреева В.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая Андреева В.А. виновным в совершении указанного административного правонарушения, судьи сослались на законность требования прокурора о периодическом предоставлении информации в целях осуществления контроля за деятельностью Общества в период ликвидации опасных производственных объектов, как основанного на положениях ст.ст. 6, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии со ст.ст. 6, 22 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.02.2015 № 2-П, взаимосвязанные положения п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст.ст. 18, 19 (ч. 1 и 2), 46 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой эти положения - в нарушение требования формальной определенности закона - не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.
При этом Федеральному законодателю надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - внести в правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением органами прокуратуры надзора за исполнением законов, соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Вместе с тем, требование прокурора от 09.06.2016 о периодическом предоставлении информации о деятельности ООО «Красноуральский химический завод» вообще не содержит указания на срок его исполнения, поэтому из его буквального толкования следует, что возложенная на арбитражного управляющего Общества Андреева В.А. обязанность носит постоянный характер.
Вместе с тем, наличие у прокурора возможности произвольно устанавливать временные границы исполнения своих требований, и тем самым по собственному усмотрению определять в этой части порядок реализации закрепленных за ним властных полномочий не согласуется с принципом связанности органов прокуратуры законом и правом, вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее ст.ст. 1 (ч. 2), 2, 10, 11 (ч. 1), 15 (ч. 1 и 2), 18 и 129 (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П).
С учетом изложенного, требование прокурора от 09.06.2016 о бессрочном предоставлении информации о текущей деятельности ООО «Красноуральский химический завод» нельзя признать законным, соответственно, в действиях конкурсного управляющего Андреева В.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи и вынесенное по жалобе решение судьи городского суда подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Свердловского областного суда
П О С Т А Н О В И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Красноуральского судебного района от 26 декабря 2016 года о назначении конкурсному управляющему ООО «Красноуральский химический завод» Андрееву В.А. административного наказания по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесенное по жалобе решение судьи Красноуральского городского Свердловской области от 31 марта 2017 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Свердловского областного суда Т.П. Баландина