ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-435/2016 от 01.09.2016 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

4а-435-16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Якутск 01 сентября 2016 года

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу начальника МРИ ФНС №5 по РС (Я) ФИО1 на решение Якутского городского суда РС (Я) от 06 апреля 2016г., решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ******** АО «Автовокзал» ФИО2,

у с т а н о в и л:

Постановлением и.о. начальника МРИ ФНС №5 З. от 11.12.2015г. № ...******** АО «Автовокзал» ФИО2 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Якутского городского суда РС (Я) от 06 апреля 2016г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено.

Решением Верховного Суда РС (Я) от 31 мая 2016г. решение Якутского городского суда РС (Я) от 06 апреля 2016г. оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, начальник МРИ ФНС №5 по РС (Я) ФИО1 обратился с надзорной жалобой в Верховный Суд РС (Я). В обоснование своей жалобы ссылается на то, что судами при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушены нормы материального права. Считает, что суды неверно пришли к выводу о том, что помимо продаж билетов общество предоставляет другие услуги, поэтому его деяние не подпадает под действие ч.2 ст.15.1 КоАП РФ. Указывает, что в данном случае деятельность общества по продаже билетов является основной. Также указывает на то, что в удовлетворении жалобы общества на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.1 КоАП РФ в отношении АО «Автовокзал» решением Арбитражного Суда РС (Я) от 11.05.2016г. отказано, постановление должностного лица оставлено без изменения. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2016г. решение Арбитражного Суда РС (Я) от 11.05.2016г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенных судебных решений, прихожу к следующему.

Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 3, п. 4, п. 5 ст. 2 Закона № 103-ФЗ платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Частью 14 статьи 4 Закона № 103-ФЗ установлено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Также, платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (часть 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 8 Закона № 103-ФЗ и со дня вступления в силу с 29.09.2011 Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О национальной платежной системе", прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет и на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются.

Рассматривая настоящий спор, суды пришли к выводу о том, что помимо продажи билетов АО «Автовокзал» организует иное обслуживание пассажиров и не является оператором - платежным агентом, ввиду чего действие Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" не распространяются на указанные правоотношения по взаимодействию с пассажирами.

Между тем данный вывод нахожу несостоятельным по следующим основаниям.

Постановлением МРИ ФНС №5 от 11.12.2015г. № ...******** АО «Автовокзал» привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Основанием для привлечения предприятия к указанной ответственности послужило то обстоятельство, что в нарушение требований частей 14 и 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), являясь платежным агентом, общество осуществляет деятельность по продаже билетов по междугородним маршрутам «..............................» физическим лицам, без использования специального банковского счета.

Как установлено судами 01.01.2015 между Обществом и ООО «********» заключен договор № ... на агентские услуги по продаже билетов по междугороднему маршруту «..........-..........-..........». Согласно пункту 1 договора Общество обязуется информировать пассажиров по всем вопросам, касающимся междугородных перевозок, вьшолняемых перевозчиком, и производить агентские услуги по продаже билетов на междугородные маршруты.

В рамках указанного договора Общество действует как платежный агент, его основной функцией является продажа билетов и получение комиссии в размере ..........% от суммы выручки и ..........% от суммы багажных билетов (пункт 1.1, 3.4 договора).

Факт приема денежных средств от физических лиц и их перечисление перевозчику Общество не оспаривает.

Таким образом, на основании указанного договора Общество принимало платежи от физических лиц за проданные билеты и осуществляло расчеты с перевозчиком.

При этом, в силу пункта 3 статьи 2 Закона № 103-ФЗ, основная функция платежного агента - это прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Сопутствующая деятельность Общества (информирование пассажиров по всем вопросам, касающимся междугородных перевозок (об отправлении /прибытии автотранспортного средства, о наличии свободных мест, предварительная и иная продажа билетов и иные)) обуславливает специфику работы деятельности по продаже билетов. Общество самостоятельно не оказывает услуг по перевозке пассажиров, не является структурным подразделением либо филиалом перевозчика, Общество действует в строгом соответствии с условиями, указанными организацией-перевозчиком, фактически являясь оператором по приему платежей физических лиц за вознаграждение, что говорит о нем, как о платежном агенте. Следовательно, деятельность Общества регулируется, в том числе нормами Закона N 103-ФЗ.

Само по себе информирование, предварительная продажа, правильное оформление билетно-учетной продукции неотделимо от продажи билетов, и самостоятельно осуществляться не может, а информационные и иные сервисные услуги, являются непосредственной частью деятельности по продаже автобусных билетов.

Таким образом, прихожу выводу о том, что фактически деятельность Общества сводится к продаже автобусных билетов. Данная деятельность является не вспомогательной, а самостоятельной в деятельности Общества, так как без продажи билетов было бы бессмысленно бронировать места, осуществлять консультационные и другие услуги - сопутствующую деятельность, направленную на конечный результат -продажу билетов.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Судья Якутского городского суда РС (Я) отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении, не привел правовых оснований прекращения производства по делу, что является грубым нарушением требований КоАП РФ, предъявляемых к судебному решению.

При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело об административном правонарушении направлению на новое рассмотрение в Якутский городской суд РС (Я),

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

жалобу начальника МРИ ФНС №5 по РС (Я) ФИО1 - удовлетворить.

решение Якутского городского суда РС (Я) от 06 апреля 2016г., решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ******** АО «Автовокзал» ФИО2, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд РС (Я).

Заместитель Председателя

Верховного Суда

Республики ФИО3 Седалищев