4а-438/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Якутск 23 августа 2019 года
И.о. Заместителя Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Александрова Р.С., рассмотрев жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, на постановление Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2019 года, на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 июля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2019 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ за собственный счет.
Решением Верховного Суда РС(Я) от 09 июля 2019 года постановление суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, Бегджанян Р.В. в своей жалобе ставит вопрос об их отмене в части назначения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, мотивируя тем, что срок пребывания нарушен ФИО1 по неосторожности. 27.05.2019 между ФИО1 и МУП «Хандыгский хлебозавод» заключен договор возмездного оказания услуг, что является основанием для продления его срока пребывания. Судом при назначении наказания не учтено, что ФИО1 имеет постоянное место жительства, постоянное место работы, не привлекался к административной ответственности в сфере миграционного законодательства, в содеянном раскаялся.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенных судебных решений, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу ст. 5 указанного федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 27.05.2019 примерно в 14 час. 06 мин. в отделении МВД России по Томпонскому району по адресу: .........., ул. ФИО4, .........., сотрудниками миграционного пункта отдела МВД России по Томпонскому району выявлен гражданин Республики ******** ФИО1, который находился на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, выразившегося в отсутствии документов, подтверждающих его право на пребывание на территории Российской Федерации либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В результате проверки данных иностранного гражданина в автоматизированной системе Центральная база данных учета иностранных граждан ФМС России установлено, что ФИО1 въехал на территорию РФ 26.02.2019 через КПП «Домодедово», срок пребывания ФИО1 установлен до 26.05.2019, сведения о том, что по состоянию на 27.05.2019 ФИО1 находится на территории РФ на законных основаниях отсутствуют.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в виду нарушения им требований ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и виновность ФИО1 в его совершении подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами. Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и свидетельствуют о наличии в действиях ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и ст. 4.1 КоАП РФ. При назначении ФИО1 наказания суд учел конкретные обстоятельства дела, данные о личности виновного, характер и степень общественной опасности совершенного нарушения. Назначение ФИО1 дополнительного наказания в виде выдворения основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанных с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Довод жалобы о том, что 27.05.2019 между ФИО1 и МУП «Хандыгский хлебозавод» заключен договор возмездного оказания услуг, что является основанием для продления его срока пребывания на территории РФ, подлежит отклонению.
Как верно указал судья Верховного Суда РС(Я), факт заключения 27.05.2019 гражданско-правового договора об оказании услуг с МУП «Хандыгский хлебозавод» имел место после истечения срока временного пребывания ФИО1 (26.05.2019) на территории Российской Федерации, в то время как миграционное законодательство требует оформления оснований для продления срока временного пребывания иностранного гражданина до его истечения.
Республика ******** является членом Евразийского экономического союза.
В соответствии с ч. 5 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания.
При этом продление срока временного пребывания трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза осуществляется посредством фиксации сотрудником факта получения от работодателя или заказчика работ (услуг) в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Срок временного пребывания трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания (абз. 3 п. 6 Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 18.12.2017 № 933).
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм, основания для продления срока временного пребывания иностранного гражданина должны быть оформлены до его истечения. Между тем доказательства продления срока пребывания на территории РФ в установленном законом порядке суду не представлены.
Кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, что заказчик услуг МУП «Хандыгский хлебозавод» в соответствии с п. 2 Приказа МВД России от 10.01.2018 № 11 направил в течение 3 рабочих дней уведомление о заключении 27.05.2019 гражданско-правового договора об оказании услуг с ФИО1 в миграционный пункт Отдела МВД России по Томпонскому району РС(Я).
Утверждение защитника Бегджанян Р.В. на отсутствие умысла на совершение административного правонарушения не может повлечь исключение наказания в виде выдворения, поскольку по смыслу ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности, то есть, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Довод жалобы о том, что ФИО1 ранее не привлекался к административной ответственности в сфере миграционного законодательства, опровергается материалами дела.
Ссылка в жалобе на раскаяние ФИО1 в содеянном не может служить основанием для изменения постановления. Данное обстоятельство оценивается как смягчающее вину, и было учтено судьей при назначении штрафа в минимальном размере.
С учетом фактических обстоятельств и характера вмененного ФИО1 административного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный порядок обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, оснований для изменения наказания, вопреки доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
В удовлетворении жалобы защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, Бегджанян Р.В. - отказать.
Постановление Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2019 года, решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 июля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 - оставить без изменения.
И.о. Заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики ФИО2 Александрова