ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-440/2018 от 04.05.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

№ 4А-440/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Ставрополь 4 мая 2018 года

Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев жалобу представителя Управления Росгвардии по республике Северная Осетия - Алания Баева А.П. на вступившее в законную силу решение судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 18 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Ставропольское ПМЭС – ФИО1,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 города Железноводска Ставропольского края от 24 октября 2017 года должностное лицо - директор филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Ставропольское ПМЭС – ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 18 декабря 2017 года указанное постановление мирового судьи отменено и производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в краевой суд, должностное лицо, направившее материалы административного дела на рассмотрение мировому судье Баев А.П. просит отменить решение судьи городского суда как незаконное и необоснованное.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, 22 сентября 2017 года в ходе проведения плановой проверки Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания объектов топливно-энергетического комплекса с 30 августа 2017 года по 22 сентября 2017 года выявлено невыполнение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности категорированных объектов топливно-энергетического комплекса ПАО «ФСК ЕЭС» Ставропольское ПМЭС на подстанциях: ПС 330 кВ «Владикавказ 500», расположенной по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, с. Чермен; ПС 330кВ «Владикавказ 2», расположенной по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, северная окраина г. Владикавказ; ПС 330 кВ «Моздок», расположенной по адресу: РСО-Алания, Моздокский район, в 5 км западнее г. Моздок; ПС 110 кВ «Северный Портал» расположенной по адресу: РСО-Алания, Алагирский район, а/трасса Алагир-Цхинвал, 56 км.

В нарушение пункта 7 статьи 8 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» паспорта безопасности подстанций не актуализированы, в представленных паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса организацию и защиту охраны объектов осуществляет филиал ФГУП «Охрана» МВД РФ по Республике Северная Осетия-Алания, однако с 2014 года по настоящее время охрану объектов, осуществляет команда № 6 Северо-Кавказского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России (договор № 2628-С от 30.12.2016).

По результатам проверки начальником ОГК Управления Росгвардии по РСО-Алания Баевым А.П. составлен протокол об административном правонарушении № 001252 от 22 сентября 2017 года по статье 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица ФИО1, согласно которому 22 сентября 2017 года в 12 часов 00 минут установлено нарушение директором филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Ставропольское ПМЭС - ФИО1 пункта 7 статьи 8 Федерального Закона от 21 июля 2011 года № 256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»; подпункта «е» пункта 3 «Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса» утвержденных постановлением Правительства от 5 мая 2012 года № 460, в части актуализации паспортов безопасности ПС 330 кВ «Владикавказ 500»; ПС 330кВ «Владикавказ 2», ПС 330 кВ «Моздок»; ПС 110 кВ «Северный Портал» (лист дела 3).

Административный материал по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по статье 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом Баевым А.П. был направлен в мировой суд города Железноводска для принятия решения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 города Железноводска Ставропольского края от 24 октября 2017 года должностное лицо - директор филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Ставропольское ПМЭС – ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Принимая решение о привлечении директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Ставропольское ПМЭС ФИО1 к административной ответственности мировой судья обоснованно исходил из того, что смена охранного предприятия на объекте топливно-энергетического комплекса, является изменением компонентов организации охраны и защиты объекта, оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта, в связи с чем на основании подпункта «е» пункта 3 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458дсп) является основанием для актуализации паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Также мировой судья указал, что ФИО1, является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и подлежит административной ответственности по делу об административном правонарушении.

ФИО1 мировым судьей привлечен за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно- энергетического комплекса.

Отменяя постановление мирового судьи, и прекращая производство по делу, судья городского суда мотивировал свое решение тем, что ФИО1 не является субъектом вмененного административного правонарушения. При этом пришел к выводу о доказанности факта нарушения вышеуказанных требований закона.

В силу требований частей 1,2 статьи 8 Закона № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.

Внесение изменений в паспорт безопасности объекта топливно- энергетического комплекса (актуализация паспорта) осуществляется в порядке и сроки, установленные указанными выше Правилами, которыми определен исчерпывающий перечень оснований актуализации паспорта и предусмотрена необходимость утверждения паспорта после его актуализации руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации.

Судья городского суда, принимая вышеуказанное решение, оставил без внимания тот факт, что филиал ПАО «ФСК ЕЭС» Ставропольское ПМЭС, директором которого является ФИО1, относится к субъектам топливно-энергетического комплекса, под которым в силу статьи 2 Закона № 256-ФЗ понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Директор филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Ставропольское ПМЭС ФИО1 является должностным лицом, действующим на основании доверенности 26АА2631396 от 29 сентября 2017 года № 2017 № 43-17, в соответствии с которой ему предоставлены полномочия представлять интересы ПАО «ФСК» во всех органах государственной власти Российской Федерации по вопросам, определенным Положением о Ставропольском ПМЭС.

Пункт 8.1 статьи 8 Положения о филиале ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» Ставропольское предприятие магистральных электрических сетей на директора филиала возложена ответственность в том числе за обеспечение безопасности объектов электросетевого хозяйства (защиту от незаконного вмешательства), включая обеспечение требований антитеррористической защищенности.

Паспорта безопасности ПС 330 кВ «Владикавказ 500», ПС 330 кВ «Владикавказ-2», ПС 330 кВ «Моздок», ПС 110 кВ «Северный Портал» утверждены директором филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Ставропольское ПМЭС ФИО1, как руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса, по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в Республике Северная Осетия-Алания.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, директор филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Ставропольское ПМЭС ФИО1, является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, а потому вывод судьи городского суда о том, что ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является несостоятельным.

Действия должностного лица - директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Ставропольское ПМЭС - ФИО1 квалифицированы мировым судьей по статье 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.

Судьей Железноводского городского суда не исследованы с достаточной полнотой все обстоятельства по данному делу, и выводы сделаны без всестороннего и объективного исследования всех представленных доказательств.

Таким образом, отменяя постановление мирового судьи и прекращая производство по делу при отсутствии к этому законных оснований, судья городского суда существенно нарушил процессуальные требования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенные нарушения носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на исход дела, поскольку существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных статьями 24.1, 26.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде неполноты исследования и оценки доказательств не позволили судье в данном случае всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, судебное решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что на данный момент годичный срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел не истек, дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит направлению на новое рассмотрение судье городского суда.

Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

жалобу представителя Управления Росгвардии по республике Северная Осетия - Алания Баева А.П., удовлетворить.

Решение судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 18 декабря 2017 года в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело возвратить на новое судебное рассмотрение в Железноводский городской суд Ставропольского края в ином составе суда.

Заместитель председателя О.А. Козлов

В силу требований ст. 8 Закона № 256-ФЗ субъекты топливно- энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, в которых отражаются характеристика объекта, его категория и другие сведения. Проект паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утвержден приложением к Федеральному закону. При этом паспорт должен подлежать актуализации.

Так, в разделе 5 паспорта «Организация охраны и защиты объекта» указываются: п. 1 основания установления охраны (номер распоряжения, об установлении охраны, Ф.И.О. должность его подписавших, наличие акта региональной комиссии, дата его утверждения) п. 2 структура подразделения охраны (положение о подразделении охраны, вид подразделения: команда, группа с указанием их подчиненности и другие; принадлежность охраны: ведомственная, вневедомственная, смешанная (ведомственная, вневедомственная), частные охранные организации, служба безопасности); п.З штат подразделения охраны (перечисляются должности по штатному расписанию); п. 4 наличие организационно-распорядительных документов; п. 5 организация пропускного и внутриобъектового режимов; п. 6 количество действующих контрольно-пропускных пунктов; п. 7 состав суточного наряда охраны отдельно по его принадлежности и виду; п. 8 обеспечение охран (оружием и боеприпасами; специальными средствами и служебным огнестрельным оружием, служебным авто- мото- и авиатранспортом и водного транспорта; служебными собаками); п. 9 обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и специальных средств; п. 10 средний возраст сотрудников охраны; п. 11 уровень подготовки органов управления и персонала, участвующих в обеспечении мероприятий по физической защите и охране(наличие программы подготовки и переподготовки сотрудников охраны и органов управления предприятия, кем утверждена, порядок ее реализации, сведения о проводимых учениях, тренировках, проверках несения службы); п. 12 наличие совместных (с войсками национальной гвардии Российской Федерации и другими организациями) планов действий личного состава и администрации объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций, включая акты незаконного вмешательства, стихийные бедствия и прочее; периодичность проведения совместных тренировок и учений, наличие оперативного штаба и специальных формирований, в том числе из штата предприятия (наименование и дата утверждения.