ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-443/2016 от 21.04.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-443\2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 21 апреля 2016 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО3 - представителя ООО «ЖКХ-Сервис» на постановление мирового судьи судебного участка №12 Кировского судебного района г. Самары от 01.10.2015 г. и решение Кировского районного суда г. Самары от 17.12.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №12 Кировского судебного района г. Самары от 01.10.2015 г. ООО «ЖКХ-Сервис» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и подвергнуто административному наказанию с применением ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125 000 рублей.

Решением Кировского районного суда г. Самары от 17.12.2015 г. постановление мирового судьи от 01.10.2015 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе представитель ФИО3, указывая, что государственной жилищной инспекцией нарушены положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки ООО «ЖКХ-Сервис», информация не была раскрыта на сайте по техническим причинам, независящим от общества, просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием события административного правонарушения.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, с учетом п.6 ч.1 ст.193 ЖК РФ лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», является соблюдение требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 ЖК РФ.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются … соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст. 161 ЖК РФ.

Согласно ч.10 ст.161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных КоАП РФ, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в ч.2 ст.20 КоАП РФ, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.8 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731, раскрытие управляющей организацией, … информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Согласно п.6 Стандарта раскрытие управляющими организациями, … информации на сайтах в сети Интернет, указанных в пп. «а» п.5 и пп. «а» п. 5(1) настоящего документа, осуществляется по формам раскрытия указанными организациями информации, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Указанные формы утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 882/пр.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Из административного материала следует, что ведущим специалистом контрольно –аналитического управления Государственной жилищной инспекции <адрес> в ходе проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой документарной проверки, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ руководителя государственной жилищной инспекции <адрес> о проведении внеплановой документарной проверки ООО «ЖКХ-Сервис», в каб. Государственной жилищной инспекции Самарской области по адресу: <адрес>, на стационарном компьютере инв. осуществлен осмотр информации, опубликованной ООО «ЖКХ-Сервис» на общедоступном официальном сайте в сети www.reformagkh.ru, в ходе которого установлено отсутствие на указанном сайте информации, предусмотренной стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731 и формами раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 882/пр: часы личного приема граждан; адрес диспетчерской службы, контактные телефоны диспетчерской службы, режим работы диспетчерской службы, сведения о членстве управляющей организации, товарищества или кооператива в саморегулируемой организации; сведения о лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами; информация о привлечении управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами; основания управления многоквартирными домами; документ, подтверждающий выбранный способ управления; год, серия, тип постройки многоквартирного дома; количество жилых и нежилых помещений; общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества; площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме и площадь парковки в границах земельного участка; элементы благоустройства; тип фундамента, тип перекрытий; материал несущих стен многоквартирного дома № по шоссе <адрес>; тип фасада, тип крыши, тип кровли, площадь подвала по полу; тип мусоропровода, количество мусоропроводов, общедомовые приборы учета, тип системы электроснабжения, количество вводов в дом, тип системы теплоснабжении, тип системы горячего водоснабжения, тип системы холодного водоснабжения, тип системы водоотведения, объем выгребных ям, тип системы газоснабжения, тип системы вентиляции, тип системы пожаротушения, тип системы водостоков; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом; сведения об оказываемых коммунальных услугах; сведения об использовании общего имущества в многоквартирном доме; сведения о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме.

По факту выявленного правонарушения государственным жилищным инспектором Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «ЖКХ-Сервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Судебными инстанциями в подтверждение, что ООО «ЖКХ-Сервис» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2); распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица (л.д.38-40); запрос от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ООО «ЖКХ-Сервис» информации, необходимой для проведения проверки (л.д.41); акт № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица (л.д. 42-45); обращение гражданина ФИО1 по факту не раскрытия управляющими компаниями, в том числе ООО «ЖКХ-Сервис» информации в сети Интернет об их деятельности, согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731 и формам раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.12.2014 г. №882/пр (л.д.5-11), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «ЖКХ-Сервис» в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

При составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении в судебных инстанциях представитель ООО «ЖКХ-Сервис» не отрицал факт выявленных в ходе проверки нарушений.

Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы о том, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, так как ООО «ЖКХ-Сервис» предпринимались меры по размещению информации до проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ, были исследованы судебными инстанциями при разрешении настоящего дела, и обоснованно признаны несостоятельными и достаточно объективно опровергнутыми имеющимися в материалах дела относимыми и допустимыми доказательствами.

В соответствии с п.2 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 882/пр оператору сайта www.reformagkh.ru предписано в 30-дневный срок с даты вступления в силу настоящего приказа (25.05.2015 г.) доработать указанный сайт согласно формам, то есть в срок до 23.06.2015 г.

Согласно п.16 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. №73, изменения, внесенные в раскрытую на официальном сайте в сети Интернет информацию, подлежат опубликованию на этом же сайте в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.

В соответствии с п.п.3,4 Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет, утвержденного Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 г. № 124, для опубликования информации организация должна быть зарегистрирована на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации, путем присвоения ей уникального цифрового (буквенного, знакового) кода, при этом такое присвоение осуществляется на основании сведений, введенных уполномоченным представителем организации, ответственным за взаимодействие с уполномоченным органом в целях раскрытия информации на официальном сайте в сети Интернет. Регистрация организации осуществляется после проверки достоверности представленной информации администратором сайта. Уполномоченный представитель организации регистрируется на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации, с указанием регистрационного кода и пароля, которые присваиваются автоматически. Пунктами 5,6 указанного Регламента предусмотрено, что уполномоченный представитель организации создает на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации, заявку с содержащимися в ней сведениями на регистрацию организации, которая проверяется администратором сайта, при этом о регистрации либо об отказе в регистрации администратор уведомляет организацию.

Согласно материалам дела об административном правонарушении ООО «ЖКХ-Сервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировалось на сайте «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru) и разместило информацию только 31.08.2015 г. (л.д.62).

Однако из заявки на смену учетной записи администратора организации ООО «ЖКХ-Сервис» от 17.08.2015 г. следует, что ООО «ЖКХ-Сервис» уже зарегистрировано на сайте www.reformagkh.ru, имеет новый адрес электронной почты и организация имеет к нему доступ (л.д.159).

Из пояснений представителя ООО «Современные бизнес технологии и системы (СОБИТС)» ФИО2 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением Правительства Самарской области была создана специальная программа – Единая информационно-поисковая система ЖКХ Самарской области, портальная часть информационного сайта – «Электронное ЖКХ», также ранее была создана информационная система «Реформа ЖКХ», обе системы государственные, между системой «Электронное ЖКХ» и порталом «Реформа ЖКХ» ранее производился автоматический обмен данными, чтобы иметь доступ к сайту «Реформа ЖКХ» управляющие компании должны были получить логин-пароль путем регистрации, автоматический обмен данными не освобождал управляющие компании от обязанности выгружать необходимую информацию на оба сайта. В начале 2015 г. все управляющие организации проходили процедуру лицензирования, условием получения лицензии было раскрытие информации на указанных сайтах. 22.05.2015 г. на сайте «Реформа ЖКХ» появилось объявление о том, что будет осуществляться переход на новые формы раскрытия информации, в связи с чем автоматическая выгрузка данных отключается. 16.06.2015 г. был осуществлен переход на новые формы, о чем было опубликовано на сайте «Реформа ЖКХ», новые формы оказались пустыми, автоматическая выгрузка не работала. 30.06.2015 г. ООО «СОБИТС» опубликовала информацию, что будет проводиться проверка и управляющим компаниям необходимо проверить информацию на сайте «Реформа ЖКХ».

Согласно сопроводительному письму ООО «Современные бизнес технологии и системы (СОБИТС)» от г. выгрузка данных из информационной системы жилищного фонда Самарской области на портал «Реформа ЖКХ» проводилась с 10.03.2015 г., в связи с переходом на новые формы раскрытия информации выгрузка данных была прекращена 20.05.2015 г., следующий период выгрузки данных начинается с 01.10.2015 г. (л.д.57).

Таким образом, в силу приведенных положений нормативно-правовых актов срок исполнения управляющими организациями обязанности по раскрытию информации на сайте www.reformagkh.ru истек 02.07.2015 г. в 24 часа 00 минут.

ООО «ЖКХ-Сервис», являющееся управляющей компанией, ответственной по раскрытию информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ на сайтах в сети Интернет, получив лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, не принимало мер к получению доступа к сайту «Реформа ЖКХ» до 31.08.2015 г., допустило нарушение лицензионных требований, предусмотренных п.6 ч.3 ст.193 ЖК РФ, и совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями субъект административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, определен верно.

Доводы в жалобе о том, что государственной жилищной инспекцией нарушены положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки ООО «ЖКХ-Сервис» по заявлению гражданина ФИО1, проверка проводилась более 20 дней, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с пп. «в» п.2 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В материалах дела имеется обращение гражданина ФИО1, являющегося собственником квартиры дома по ул. <адрес> в адрес руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области вх.ц от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5 - 11) по факту не раскрытия управляющими компаниями, в том числе ООО «ЖКХ-Сервис» информации в сети Интернет о своей деятельности.

Таким образом, ФИО1, являясь в силу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 лицом, потребляющим коммунальные услуги, имел право на получение достоверной информации об управляющих компаниях на территории г. Самара.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. срок проведения документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области о проведении внеплановой документарной проверки ООО «ЖКХ-Сервис» срок проведения проверки определен не более 20 рабочих дней начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).

Актом от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица подтверждается, что фактически проверка проводилась 03.07.2015 г. и 30.07.2015 г. (л.д. 42-45).

Учитывая вышеизложенное, в отношении ООО «ЖКХ-Сервис» проверка проводилась по основанию, предусмотренному пп. «в» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г., в пределах срока, предусмотренного ч.1 ст.13 указанного Федерального закона, в связи с чем отсутствуют основания считать, что Государственной жилищной инспекцией Самарской области нарушены требования Федерального закона № 294-ФЗ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения дела по существу, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Выводы о наличии события правонарушения и виновности ООО «ЖКХ-Сервис» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, являются правильными и обоснованными.

При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 01.10.2015 г. судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 17.12.2015 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление мирового судьи от 01.10.2015 г., приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО «ЖКХ-Сервис» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

Принцип презумпции невиновности мировым судьей и районным судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО «ЖКХ-Сервис», не усматривается, наказание определено в соответствии с положениями ч.ч. 3.2.,3.3 ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, оснований для отмены либо изменения судебных решений не имеется.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №12 Кировского судебного района г. Самары от 01.10.2015 г. и решение Кировского районного суда г. Самары от 17.12.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении ООО «ЖКХ-Сервис» оставить без изменения, надзорную жалобу ФИО3 - представителя ООО «ЖКХ-Сервис» оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда Шкуров С.И.