ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-446/18 от 24.10.2018 Курганского областного суда (Курганская область)

4А-446/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 октября 2018 г. г. Курган

Заместитель председателя Курганского областного суда Роот А.В., рассмотрев жалобу <...> ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 37 судебного района города Кургана Курганской области от 13 июля 2018 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 28 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 37 судебного района города Кургана Курганской области от 13 июля 2018 г.

ФИО1, родившийся <...>

в <...>,

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 28 августа 2018 г. указанное постановление мирового судьи изменено, из постановления исключено указание на неисполнение предписания в части неразмещения в ГИС ЖКХ информации о годе ввода в эксплуатацию жилых домов <адрес>

В жалобе в Курганский областной суд <...> ФИО1 просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с тем, что проверке подвергалась Администрация города Кургана, а он, являясь руководителем <...>, не может выступать субъектом вмененного административного правонарушения.

Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 15 февраля 2018 г. в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении Администрации города Кургана, выявлены нарушения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, предусмотренных ч. 16 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», разделами 6, 7 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

15 февраля 2018 г. должностным лицом Государственной жилищной инспекции Курганской области в адрес Администрации города Кургана выдано предписание с требованием устранения выявленных нарушений в срок до 22 марта 2018 г., а именно: размещения в системе ГИС ЖКХ полной, достоверной и актуальной информации, предусмотренной требованиями ч. 16 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», разделами 6, 7 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

По результатам проведенной проверки исполнения предписания (срок исполнения которого был продлен до 23 апреля 2018г.) установлено, что в полном объеме требуемая информация в ГИС ЖКХ к указанному сроку в системе не размещена.

В связи с невыполнением в установленный срок предписания в полном объеме в отношении <...> ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 24.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судебные инстанции, признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходили из того факта, что до занятия ФИО1 должности <...> обязанность по размещению соответствующих сведений в ГИС ЖКХ исполнял предыдущий <...> (Л.В.В.), назначенный приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Кургана от <...> ответственным должностным лицом за организацию размещения информации о способе управления многоквартирным домом, а также информации о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещениях в них, в случаях если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом, об индивидуальных жилых домах, домах блокированной застройки.

С таким выводом судей согласиться нельзя по следующим основаниям.

Частью 24.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье Кодекса указано, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из смысла ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приложения к ней следует, что полномочия должностного лица возникают либо в силу закона в результате занятия лицом соответствующей должности, либо в результате исполнения функций представителя власти, наделенного в установленном законом порядке полномочиями должностного лица.

Согласно материалам дела, ФИО1 принят на работу на должность <...> с <...> распоряжением Администрации города Кургана от <...> (л.д. 33).

Согласно Уставу <...> (в ред. от 9 февраля 2018г.) директор учреждения назначается учредителем и является единоличным органом управления учреждения, действуя на основе законодательства Российской Федерации, Курганской области, муниципальных правовых актах, настоящего Устава и в соответствии с заключенным трудовым договором (п. 5.3., 5.4. Устава).

К компетенции директора учреждения отнесены вопросы осуществления текущего руководства деятельностью учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и настоящим уставом к компетенции учредителя (п. 5.5. Устава); к функциональным обязанностям директора отнесены перечисленные в п. 5.9. Устава организационные и обеспечительные полномочия по управлению деятельностью учреждения, включая осуществление полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, настоящим Уставом учреждения и заключенным трудовым договором.

Действующие положения Устава <...> которыми в своей деятельности с <...>г. должен был руководствоваться директор ФИО1, не относят к компетенции <...> и его единоличного исполнительного органа исполнение обязанностей по размещению в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной требованиями Федерального закона от 21 июля 2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и Приказами Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Данных о том, что после назначения <...>г. на <...> ФИО1 каким-либо муниципальным правовым актом персонально возлагалась обязанность размещения соответствующих сведений в ГИС ЖКХ материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Более того, как следует из содержания п. 1 постановления Администрации г.Кургана от 22 мая 2017г. № 3655 «О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ответственными за размещение указанной информации в ГИС ЖКХ определены соответствующие департаменты Администрации города (жилищно-коммунального хозяйства, экономического развития, финансов и имущества), которым, в свою очередь, предоставлено право наделения полномочиями конкретных лиц (из числа сотрудников соответствующего департамента) на размещение информации в системе.

При этом, п. 5 указанного постановления Администрации г. Кургана от 22 мая 2017г. № 3655 признано утратившим силу ранее действовавшее постановление Администрации г. Кургана от 25 января 2016г. № 242, во исполнение которого приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 5 мая 2017г. № 486 в качестве ответственного за размещение сведений назначался бывший <...>Л.В.В. (л.д. 66-68).

Таким образом, занятие ФИО1 с <...>г. должности <...> в силу положений действующего законодательства, Устава казенного учреждения либо специального уполномочивания не относит его к числу должностных лиц, ответственных за размещение информации в ГИС ЖКХ.

Следовательно, ФИО1 не является должностным лицом, ответственным за исполнение требований выданного предписания от 15 февраля 2018 г., и, как следствие, не является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 24.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, специального признака субъекта, являющегося обязательным элементом состава административного правонарушения, исключает признание в действиях лица состава административного правонарушения, что в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При изложенных обстоятельствах состоявшиеся постановление и решение судей первой и второй инстанции подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 37 судебного района г. Кургана Курганской области от 13 июля 2018 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 28 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...> ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 24.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <...> ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель председателя суда А.В. Роот