ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-449/19 от 17.05.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 4а-449/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Иркутск 17 мая 2019 г.

Заместитель председателя Иркутского областного суда Черткова С.А., рассмотрев жалобу защитника Ермакова А.Л. в интересах Правительства Иркутской области на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 27 июня 2018 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 11 сентября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Правительства Иркутской области,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 27 июня 2018 г. (резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 г.) Правительство Иркутской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 11 сентября 2018 г. постановление мирового судьи от 27 июня 2018 г. о привлечении Правительства Иркутской области к административной ответственности оставлено без изменения, жалоба защитника Ермакова А.Л. в интересах Правительства Иркутской области – без удовлетворения.

В поданной в Иркутский областной суд жалобе защитник Ермаков А.Л. в интересах Правительства Иркутской области просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 27 июня 2018 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 11 сентября 2018 г., считая их незаконными и необоснованными, прекратить производство по делу.

Законный представитель Правительства Иркутской области - Первый заместитель Губернатора Иркутской области, Председатель Правительства Иркутской области Б. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещен о подаче защитником Ермаковым А.Л. жалобы. Возражения на жалобу и дополнения к жалобе в установленный срок не представлены.

Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Правительства Иркутской области должностным лицом ГУ МЧС России по Иркутской области, мировым судьей и судьей районного суда выполнены.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Основанием для привлечения Правительства Иркутской области к административной ответственности на основании названной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о том, что Правительство Иркутской области не обеспечило выполнение установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения).

Так, с целью контроля соблюдения обязательных требований, норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основании Плана проведения плановых проверок ГУ МЧС России по Иркутской области на 2018 г., распоряжений начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области за № 1 от 29 января 2018 г. и № 1 от 13 марта 2018 г. в период времени с 12 февраля 2018 г. по 14 марта 2018 г., с 15 марта 2018 г. по 11 апреля 2018 г. проведена плановая выездная проверка в отношении Правительства Иркутской области, в ходе проверки выявлены нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как следует из Акта проверки, план территориальной подсистемы РСЧС (далее - региональный План ЛАРН, План) не согласован с Сибирским региональным центром МЧС России, МЧС России и не утвержден Правительством Иркутской области, что является нарушением пунктов «а» и «р» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 8, 28 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621.

Кроме того, резерв материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Иркутской области создан не в полном объеме, а именно:

1. строительные материалы и оборудование:

доска обрезная (из необходимого количества - 50 м3, имеется 12 м3);

брус 180x180x4000 мм (из необходимого количества - 4 м3, имеется 0 м3);

брус 100x150x6000 мм (из необходимого количества - 3 м3, имеется 0 м3);

ДСП (из необходимого количества - 400 м2, имеется 206,57 м2);

фанера ФК влагостойкая нешлифованная 3-4 сорт 1520x1520x6 мм (из необходимого количества - 200 м2, имеется 182,52 м2);

фанера ФК влагостойкая нешлифованная 3-4 сорт 1520x1520x10 мм (из необходимого количества - 203 м2, имеется 168,60 м2);

средства связи и оповещения:

кабель связи, типа ТПП 500x2x0,4 (из необходимого количества - 1 км, имеется 0,8 км);

3. средства спасения и жизнеобеспечения:

надувные лодки с мотором (8 чел.) (из необходимого количества - 10 шт., имеется 4 шт.);

спасательные жилеты (из необходимого количества - 200 шт., имеется 117 шт.);

полевая кухня (из необходимого количества - 5 шт., имеется 4 шт.);

палатки 10-ти местные (из необходимого количества - 50 шт., имеется 26 шт.);

печи «буржуйки» (из необходимого количества - 40 шт., имеется 20 шт.);

кровати металлические (из необходимого количества - 500 шт., имеется 301 шт.),

В действиях (бездействии) Правительства Иркутской области усмотрены нарушения требований пункта «ж» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», части 1, пункта 45 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктов 2, 6, 20, подпункта «а» пункта 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, пунктов 2, 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1340, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Правительства Иркутской области к административной ответственности, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее не обеспечение выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, виновность указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Изложенные заявителем в жалобе доводы о том, что Правительство Иркутской области не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, получили оценку судей обеих инстанций со ссылкой на положения норм действующего законодательства.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются, в том числе, юридические лица.

Высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области является Правительство Иркутской области (статья 1 Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 г. № 82/48-ОЗ «О Правительстве Иркутской области».)

Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Иркутской области и входит в систему органов государственной власти Иркутской области и иных государственных органов Иркутской области.

Согласно статье 4 названного Закона Правительство Иркутской области организует функционирование системы исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определяет критерии эффективности деятельности министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области; не реже одного раза в год заслушивает отчеты о результатах деятельности министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области;

При этом пунктом 12 статьи 4 Закона установлено, что Правительство Иркутской области обеспечивает подготовку необходимых сил и средств для защиты населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Приведенные положения закона корреспондируются с требованиями Закона Иркутской области от 8 июня 2009 г. № 34-ОЗ «Об отдельных вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Иркутской области», в силу положений статьи 5 которого Правительство Иркутской области создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Статьей 11 Закона Иркутской области № 34-ОЗ определено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются Правительством Иркутской области заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Администрацией Иркутской области 7 декабря 2007 г. принято Постановление № 287-па «О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Иркутской области», согласно которому отчет о состоянии резерва материальных ресурсов направляется уполномоченным органом в Правительство Иркутской области ежеквартально. Контроль за исполнением этого Постановления возложен на должностное лицо Правительства Иркутской области.

Сопоставление сведений представленного в ОГКУ «Центр ГО и ЧС» за 4 квартал 2017 года отчета с утвержденной номенклатурой и объемом резерва материальных ресурсов свидетельствует о том, что по части позиций, указанных выше, резерв сформирован не в полном объеме.

Правительство Иркутской области, обязанное создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не предприняло исчерпывающих мер для выполнения требований нормативных правовых актов, контроль за исполнение которых возложен на Правительство Иркутской области.

Довод жалобы о том, что Правительство Иркутской области не может быть привлечено к ответственности за отсутствие утвержденного Плана территориальной подсистемы РСЧС, поскольку Приказ МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» не распространяется на орган исполнительной власти субъекта РФ, также являлся предметом проверки и обоснованно отклонен как несостоятельный. Оснований не согласиться с такими выводами при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пункт 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794). Таким образом, требования Приказа распространяются как на отдельные организации, разрабатывающие планы организаций и конкретных объектов, так и на органы власти государственного и муниципального уровня. Более того, пунктом 28 Приказа прямо предусмотрено, что Планы территориальных подсистем РСЧС утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Несогласие заявителя с такой оценкой не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и не свидетельствует о том, что судьями обеих инстанций допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, или неправильное применение норм материального и процессуального права.

Не усматривается оснований для признания вменяемого Правительству Иркутской области административного правонарушения малозначительным.

В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с объективными обстоятельствами дела: характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Исходя из смысла статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью судьи.

Объективную сторону выявленного правонарушения характеризует бездействие в форме непринятия своевременных мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, и для наступления события административного правонарушения не требуется причинения реального ущерба, а угроза, охраняемым законом общественным интересам наступает с момента неисполнения требований соответствующего законодательства.

С учетом конкретных обстоятельств дела, допущенного нарушения и характера охраняемых общественных отношений, совершенное Правительством Иркутской области административное правонарушение нельзя признать малозначительным, изложенные в жалобе доводы в этой части не свидетельствуют о возможности освобождения Правительства Иркутской области от административной ответственности.

Постановление о привлечении Правительства Иркутской области к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Порядок привлечения Правительства Иркутской области к административной ответственности соблюден.

Административное наказание назначено Правительству Иркутской области с учетом конкретных обстоятельств дела и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

постановление мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 27 июня 2018 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 11 сентября 2018 г., вынесенные в отношении Правительства Иркутской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ермакова А.Л. в интересах Правительства Иркутской области – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Иркутского областного суда С.А. Черткова