№ 4а-44/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Астрахань 5 марта 2018 года
Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» на постановление судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2017 года, решение судьи Астраханского областного суда от 15 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс»,
установил:
постановлением судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2017 года ООО «Стройресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 суток.
Решением судьи Астраханского областного суда от 15 декабря 2017 года постановление судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2017 года оставлено без изменения, жалоба ООО «Стройресурс» - без удовлетворения.
В жалобе ООО «Стройресурс» ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Пунктом 5 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 года №183, предусмотрено, что при разработке нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух применяются методы определения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Разработка нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух осуществляется в соответствии с методами определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р.
Таким образом, указанный порядок получения разрешений распространяется на случаи выброса в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) стационарными источниками, которые находятся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Из материалов дела следует, что ООО «Стройресурс» является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>. В ходе проведенной проверки ООО «Стройресурс» по вопросу соблюдения законодательства об охране окружающей среды, государственным инспектором Астраханской области в области охраны окружающей среды А. установлено, что ООО «Стройресурс» с июня 2017 года на земельном участке с кадастровым номером <...> осуществляет деятельность по производству асфальта, связанную с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без специального разрешения.
Из протокола об административном правонарушении от 29 августа 2017 года следует, что в период с июня 2017 года по август 2017 года ООО «Стройресурс» производились пуско-наладочные работы асфальтобетонного завода, осуществлялась работа завода по производству и отгрузке асфальта в ночное время суток.
Данное обстоятельство подтверждается экспертным заключением №<...> от 1 марта 2017 года, подготовленным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области», которым установлен выброс загрязняющих веществ (диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, углеводород, пыль неорганическая, дигидросульфит) в атмосферный воздух при эксплуатации асфальтобетонного завода.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 года № 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в который включены загрязняющие атмосферный воздух вещества, в том числе диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, углеводород.
С учётом изложенного, действия ООО «Стройресурс» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административные правонарушения.
Факт совершения ООО «Стройресурс» административного правонарушения подтвержден доказательствами, собранными по делу, всем доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных доказательств не имеется, в связи с чем суд правомерно положил их в основу принятого по делу судебного постановления и пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии, совершенном обществом состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком 30 суток назначено Обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по своему виду и размеру соответствует требованиям закона; при его назначении судьей районного суда в полной мере учтены фактические обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения в области охраны окружающей среды, а также возможные последствия допущенных нарушений природоохранного законодательств, в связи с чем признается справедливым.
Постановление вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административные правонарушения для данной категории дел.
Доводы жалобы о том, что не установлен факт выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не доказано, что вещества, выбрасываемые в воздух, превышают концентрацию предельно допустимых выбросов, не могут быть приняты во внимание, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным. Правонарушением признается вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия. При этом, материалами дела подтверждается факт выброса в атмосферу вредных веществ при эксплуатации асфальтобетонного завода.
Несоблюдение требований законодательства об охране окружающей среды создает реальную угрозу интересам личности и общества, поскольку атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Доводы жалобы об отсутствии стационарного источника выброса вредных веществ не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенному в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года № 14-01-333, стационарный источник выброса - это любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными.
Из материалов дела следует, что установка асфальтосмесительная передвижная блочного типа располагается на земельном участке с кадастровым номером <...>, на котором ООО «Стройресурс» осуществляется хозяйственная деятельность, в том числе с использованием объекта по изготовлению асфальта, в связи с чем, исходя из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенному в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года № 14-01-333, данный объект признается стационарным.
С учетом изложенного, оснований для отмены, изменения состоявшихся судебных постановлений не имеется.
Обжалуемые судебные постановления соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 29 сентября 2017 года, решение судьи Астраханского областного суда от 15 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» - без удовлетворения.