ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-453/19 от 10.06.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело №4А-453/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Ставрополь 10 июня 2019 года

Исполняющий обязанности заместителя председателя Ставропольского краевого суда Песоцкий В.В., рассмотрев жалобу директора ООО «Эко-Сити» Фурсина А.Ю. на вступившее в законную силу решение судьи Ставропольского краевого суда от 31 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Эко-Сити» Фурсина А.Ю.,

установил:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Панкова С.А. № от 24 апреля 2018 года должностное лицо - директор ООО «Эко – Сити» Фурсин А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде предупреждения. Внесено представление № об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 24 апреля 2018 года.

Решением судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 24 августа 2018 года указанные постановление и представление должностного лица отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Ставропольского краевого суда от 31 октября 2018 года решение суда отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое судебное рассмотрение в Шпаковский районный суд Ставропольского края.

Решением судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 ноября 2018 года постановление должностного лица от 24 апреля 2018 года оставлено без изменения.

Решением судьи Ставропольского краевого суда от 30 января 2019 года постановление должностного лица от 24 апреля 2018 года и решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 ноября 2018 года отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, директор ООО «Эко-Сити» Фурсин А.Ю. просит постановление должностного лица от 24 апреля 2018 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 31 октября 2018 года отменить, производство по делу прекратить.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило то, что 13 апреля 2018 года в 15 часов 00 минут по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица - ООО «Эко-Сити», проводимой на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 13 марта 2018 года № , а также приказа от 22 марта 2018 года № «О внесении изменений в приказ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 13 марта 2018 года № установлено, что директор ООО «Эко-Сити» Фурсин А.Ю. скрыл экологическую информацию, а именно, в нарушение статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа Росстата от 29 декабря 2012 года № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» не представил в территориальный орган Росприроднадзора в срок до 01 февраля 2018 года годовую форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» за 2017 года.

Отменяя решение судьи районного суда и направляя дело на новое рассмотрение судья краевого суда пришел к выводу, что годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» является статистической формой отчетности и не может быть отнесена к экологической информации, а потому должностное лицо не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необоснованным. Согласно статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Положениями данного Федерального закона установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. При этом юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Приведенные нарушения процессуальных требований являются существенными, не позволившим полно и объективно рассмотреть дело (пункт 4 часть 1 статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), что является основанием для возвращения дела на новое рассмотрение с учетом имеющего годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При новом рассмотрении судья районного суда согласился с постановлением должностного лица о привлечении директора ООО «Эко-Сити» Фурсина А.Ю. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разрешая жалобу директора ООО «Эко-Сити» Фурсина А.Ю. судья краевого суда пришел к выводу об отмене постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 24 апреля 2018 года и решения судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 ноября 2018 года, и прекратил производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С данным выводом нет оснований не согласиться, поскольку Департамент при организации и проведении проверки допустил нарушения Закона № 294-ФЗ в части несоответствия приказа от 13.03.2018 № требованиям Закона № 294-ФЗ. Поскольку проверка проведена с нарушением установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований, то ее результаты не могут являться доказательством вмененных обществу нарушений.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В силу статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Доводы жалобы о том, что на момент рассмотрение судьей краевого суда 30.10.2018 года жалобы общества, имелось решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20 июля 2018 года которым приказ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу № от 13.03.2018 «О проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Эко-Сити» признан недействительным и которое имеет преюдициальное значение для рассмотрения по данному административному делу, являются несостоятельными, поскольку решение арбитражного суда от 20 июля 2018 года вступило в законную силу 21.12.2018 года.

Суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления при наличии двух точек зрения по одному вопросу. Отступление от этого принципа оправданно только когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.

Порядок пересмотра решения по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей краевого суда соблюден. Вопреки доводам жалобы, нормы материального права применены правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

Таким образом, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

жалобу директора ООО «Эко-Сити» Фурсина А.Ю. - оставить без удовлетворения.

Решение судьи Ставропольского краевого суда от 31 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Эко-Сити» Фурсина А.Ю., оставить без изменения.

И.о. заместителя председателя В.В. Песоцкий