ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-456/17 от 20.07.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

№ 4а-456/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 июля 2017 года г. Сыктывкар

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми С.В. Денисенко на решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 03.05.2017

по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника ФКУ «Исправительная колония №1 УФСИН по РК» Ракитина И.Б.

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми №19-29/11 от 20.01.2017 начальник ФКУ ИК №1 УФСИН по РК Ракитин И.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22.03.2017 приведенное постановление оставлено без изменения, жалоба Ракитина И.Б. без удовлетворения.

Решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 03.05.2017 приведенные постановление должностного лица и решение судьи отменены, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ в отношении начальника ФКУ ИК №1 УФСИН по РК Ракитина И.Б. прекращено, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.

Не согласившись с решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 03.05.2017 руководитель УФК по РК Денисенко С.В. обратился с жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы приводит доводы и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.

Ракитин И.Б., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, представил возражения на нее, в которой указал, что выводы судьи Верховного Суда Республики Коми основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК и ООО «наименование» 15.04.2015 заключен государственный контракт №31 на оказание услуг по транспортировке твердых бытовых отходов. В соответствии с п.4.1 государственного контракта, цена контракта составляет 291 852 рубля.

Сведения о принятом бюджетном обязательстве, путем заключения государственного контракта от 15.04.2015 №31 должны были быть направлены в УФК по РК не позднее 23.04.2015.

Фактически указанные сведения направлены 13.05.2015, чем нарушены требования, предусмотренные пунктом 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств (в редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.12.2014 №159н).

Выявленные нарушения явились правовым основанием для возбуждения в отношении начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК Ракитина И.Б. дела об административном правонарушении по статье 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Прекращая производство по делу, суд пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом, так как главный контролер ревизор контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по Республике Коми не относится к должностным лицам, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является нарушением требований статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим признание его недопустимым доказательством.

Однако при прекращении производства судом не было учтено, что в соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).

Приказом Федерального казначейства №9н от 14.06.2016 установлено, что протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ вправе составлять, в том числе главные контролеры-ревизоры.

Кроме того, пунктом 3 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять инспектора Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 20 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса.

Учитывая изложенное, протокол об административном правонарушении №19-29/11 от 27.12.2016, составленный главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по РК, составлен уполномоченным на то лицом.

Институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (статьи 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно статьи 46, которая во взаимосвязи со статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.

В этих целях суд вышестоящей инстанции наделен соответствующими полномочиями, в том числе полномочием отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвратить дело на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо изменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение (пункт 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, в действующем законодательстве возможность исправления, допущенных на предыдущих стадиях судопроизводства нарушений применительно к процедуре возобновления производства, предусмотрена пунктами 2 и 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и возможна только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вместе с тем, положения приведенных норм, не предусматривают возможность отмены или изменения вступившего в законную силу решения или постановления, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого велось производство по делу.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, недопустим.

Несмотря на допущенные судом нарушения норм процессуального права, решение подлежит оставлению без изменения, так как иное повлечет за собой ухудшение положения лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, на момент поступления настоящей жалобы срок давности привлечения должностного лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК к административной ответственности истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 03.05.2017 вынесенное в отношении начальника ФКУ «Исправительная колония №1 УФСИН по РК» Ракитина И.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми С.В. Денисенко - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Заместитель председателя

Верховного суда Республики Коми А.В. Юдин