ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-45/18 от 06.06.2018 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 июня 2018 года город Майкоп

Заместитель председателя Верховного суда Республики Адыгея Соловьева О.М., рассмотрев жалобу Х.Р.А. на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Адыгея от 13.12.2017 и решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.02.2018 по делу об административном правонарушении в отношении Х.Р.А. по части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Адыгея от 13.12.2017 Х.Р.А. признан виновным по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.02.2018 по делу названное постановление оставлено без изменения, а жалоба Х.Р.А. без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми судебными постановлениями, Х.Р.А. обратился в Верховный суд Республики Адыгея с жалобой на вступившие в законную силу постановления, в которой просит их отменить и принять новое судебное постановление. Считает, что материалы дела свидетельствуют о неправильной квалификации вмененного административного правонарушения. Обращает внимание, что 29.10.2017 управлял только что приобретенным транспортным средством ГАЗ 3307 с государственными номерами, один из которых в ходе движения накренился.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Как указано в пункте 2.3.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993, водитель перед выездом обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993, далее – Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации) на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца.

Пунктом 7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации) запрещается эксплуатация транспортного средства в случае, если его государственный регистрационный знак или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

В силу ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ № 165 от 29.06.1993 (в ред. от 22.05.2009), на каждом транспортном средстве должны быть предусмотрены места установки следующих регистрационных знаков: одного переднего и одного заднего; на легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах; одного заднего – на прочих транспортных средствах. Место для установки регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную прямоугольную поверхность и выбираться таким образом, чтобы исключалось загораживание знака элементами конструкции транспортного средства, загрязнение при эксплуатации транспортного средства и затруднение прочтения. При этом регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства. Передний регистрационный знак должен устанавливаться, как правило, по оси симметрии транспортного средства. Допускается установка переднего регистрационного знака слева от оси симметрии транспортного средства по направлению движения транспортного средства.

Регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения. Регистрационный знак должен устанавливаться перпендикулярно продольной плоскости симметрии транспортного средства с отклонением не более 3°. Регистрационный знак на транспортном средстве должен располагаться перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства с отклонением не более 5°.

При рассмотрении дела судебными инстанциями установлено, что 29.10.2017 инспектором ДПС ОВ ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в отношении Х.Р.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 6).

Согласно указанному протоколу 29.10.2017 в 12 часов 30 минут на автодороге <адрес> водитель Х.Р.А. управлял транспортным средством ГАЗ 3307 с государственным регистрационным знаком , на котором задний государственный знак «оборудован с нарушением, а также без установленных на предусмотренном для этого местах государственных регистрационных знаков», чем нарушил требования пунктов 2, 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Х.Р.А. к административной ответственности по части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем с такими выводами и квалификацией действий Х.Р.А. по указанной норме согласиться нельзя.

Как видно из материалов административного дела, Х.Р.А. управлял транспортным средством с государственным регистрационным знаком, установленном на предусмотренном для этого месте – слева от оси симметрии транспортного средства по направлению движения и не оборудованным какими-либо материалами (устройствами).

В то же время из приложенного к протоколу фотоматериала следует, что государственный регистрационный знак на задней части автомобиля закреплен не надлежаще, в связи с чем, перекошен, то есть располагался не перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства с отклонением превышающем 5° (л.д. 7).

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 5.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 18 от 24.10.2006 объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, образуют действия лица по управлению транспортным средством:

– без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них);

– при наличии государственных регистрационных знаков, установленных в нарушение требований государственного стандарта на не предусмотренных для этого местах (в том числе только одного из них);

– с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию этих знаков (в том числе только одного из них).

При этом в соответствии с частью 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

При квалификации действий лица по части 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует руководствоваться примечанием к этой статье, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, когда с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака. По данной норме подлежат квалификации также действия, выразившиеся в управлении транспортным средством, на котором государственные регистрационные знаки установлены с нарушением требований государственного стандарта. Типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам и к их установке определены ГОСТом Р 50577-93.

Материалы дела и установленные судебными инстанциями обстоятельства объективно свидетельствуют о том, что Х.Р.А. управлял транспортным средством ГАЗ 3307, государственный регистрационный знак сзади на котором был размещен с нарушением технических требований к его установке, предусмотренных ГОСТом Р 50577-93.

Таким образом, исходя из диспозиции частей 1 и 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также приведенной выше правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в деянии Х.Р.А. отсутствуют.

Управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, установленными с нарушением требований государственного стандарта, влечет административную ответственность по части 1 указанной статьи.

Вместе с тем санкцией части 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере пятисот рублей.

Таким образом, выявленные нарушения квалифицированы по части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неверно. Действия Х.Р.А. подлежали квалификации по части 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с указанными обстоятельствами постановление мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Адыгея от 13.12.2017 и решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.02.2018 о привлечении Х.Р.А. по части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене.

Вместе с тем переквалификация совершенного Х.Р.А. деяния с части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 12.2 данного Кодекса в настоящее время не представляется возможной, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 12.2 Кодекса истек 24.01.2018 (с учетом времени на которое производство по делу было приостановлено: с момента удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства 01.11.2017 до момента поступления материалов дела судье 27.11.2017).

Исходя из положения части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за рамками установленного срока давности привлечения к административной ответственности обсуждать виновность либо невиновность лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не допускается, как и вопросы о возможности производства по делу, оценке доказательств, содержащихся в материалах дела.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Поскольку на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения Х.Р.А. истек, производство по настоящему делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях

П О С Т А Н О В И Л А:

постановление мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Адыгея от 13.12.2017 и решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.02.2018 по делу об административном правонарушении в отношении Х.Р.А. по части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Заместитель председателя Верховного суда

Республики Адыгея О.М. Соловьева