Судья Ястребова Н.Н. Дело № 4А-45/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Петропавловск-Камчатский 12 февраля 2019 года
Председатель Камчатского краевого суда Волгин В.А., рассмотрев жалобу защитника администрации Алеутского муниципального района Камчатского края Скоробача С.Г., поданную на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края от 29 сентября 2018 года и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 5 декабря 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации Алеутского муниципального района Камчатского края,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края от 29 сентября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 5 декабря 2018 года, юридическое лицо – администрация Алеутского муниципального района Камчатского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 17 075 рублей.
В жалобе, поданной в интересах администрации Алеутского муниципального района Камчатского края защитник Скоробач С.Г., указывая на недопустимость доказательств, положенных в основу постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности, а также на несоответствие требованиям закона вывода судов об осуществлении нового строительства линейных объектов, просит состоявшиеся по делу постановление и решение отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 7 сентября 2017 года по 1 ноября 2017 года сотрудниками Контрольно-счетной палаты Камчатского края проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета Никольскому сельскому поселению Алеутского муниципального района», по результатам которого установлено, что между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края и администрацией Алеутского муниципального района 18 октября 2016 года заключено Соглашение № 221 А «О реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае главным распорядителем средств краевого бюджета», предусматривающее предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам на: - иные межбюджетные трансферты на капитальный ремонт наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирного жилого дома по улице Школьная в селе Никольское Алеутского района; - иные межбюджетные трансферты на капитальный ремонт наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирного жилого дома по улице Братьев Волокитиных в селе Никольское Алеутского района. Данным Соглашением № 221 А предусмотрены такие обязанности получателя средств субсидии, как: своевременное и эффективное использование средств краевого бюджета на цели, предусмотренные законом Камчатского края о краевом бюджете, и доведенными в соответствии с ним уведомлениями о бюджетных ассигнованиях, уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края уведомлениями от 23 сентября 2016 года № 1568 администрации Алеутского муниципального района Камчатского края доведены лимиты бюджетных обязательств на 2016 год по виду расходов: - иные межбюджетные трансферты на капитальный ремонт наружных сетей для обеспечения подключения жилого дома по улице Школьная (целевая статья 0510640410) в сумме 5635653 рублей 10 копеек; - иные межбюджетные трансферты на капитальный ремонт наружных сетей для обеспечения подключения жилого дома по улице Братьев Волокитиных (целевая статья 0510640450) Подпрограммы 1 в сумме 10547 837 рублей. На основании решения Думы Алеутского муниципального района от 30 декабря 2015 года № 11-нпа «О бюджете Алеутского муниципального района на 2016 год» и Соглашения от 23 сентября 2016 года № 01-15/52-1 «О реализации решения Думы Алеутского муниципального района о районном бюджете на текущий финансовый год в части перечисления средств районного бюджета бюджету Никольского сельского поселения главным распорядителем средств районного бюджета» администрацией Алеутского муниципального района перечислены средства краевого бюджета бюджету Никольского сельского поселения: в сумме 5635653 рублей 10 копеек на капитальный ремонт наружных сетей для обеспечения подключения жилого дома по улице Школьная, в сумме 10547837 рублей для выполнения мероприятий по капитальному ремонту наружных сетей для обеспечения подключения жилого дома по улице Братьев Волокитиных.
14 декабря 2016 года по результатам проведения аукциона в электронном виде администрацией Алеутского муниципального района с обществом с ограниченной ответственностью «Командорская транспортная и строительная компания» заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирного жилого дома по улице Братьев Волокитиных в селе Никольское Алеутского района к слаботочным сетям, стоимость которых составила 341463 рубля 68 копеек, выплаченные подрядчику 28 декабря 2016 года.
В соответствии с распоряжением администрации Алеутского муниципального района от 2 октября 2017 года № 279-Р создана комиссия для проведения выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных работ по подключению 24-х квартирного жилого дома по улице Школьная к центральной системе теплоснабжения, водоотведения (канализационный коллектор) и 24-х квартирного жилого дома по улице Братьев Волокитиных к слаботочным сетям, к системе электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, системе теплоснабжения, ограждение водонапорных емкостей, ремонт межквартальных и придомовых территорий в с. Никольское (далее по тексту – Комиссия).
Согласно акту вышеназванной Комиссии от 3 октября 2017 года устройство наружных инженерных сетей имеет признаки нового объекта капитального строительства (линейный объект). Общество с ограниченной ответственностью «Командорская транспортная и строительная компания» выполнила работы по устройству новых наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирных жилых домов по улице Школьная, дом 6 и улице Братьев Волокитиных, дом 6-А к системам теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения, слаботочным сетям и к системе электроснабжения.
Приведенные обстоятельства явились основанием для составления в отношении администрации Алеутского муниципального района Камчатского края 26 февраля 2018 год протокола № 3 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесения впоследствии постановления о ее привлечении к административной ответственности.
Однако с таким постановлением мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вывод мирового судьи о виновности администрации Алеутского муниципального района основан на данных, установленных, в том числе, актом комиссии по результатам проведения выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных работ по подключению двух 24-х квартирных жилых домов по улице Школьная, 6, улице Братьев Волокитиных, 6-А к центральным системам теплоснабжения, водоотведения (канализационный коллектор), к слаботочным сетям, к системе электроснабжения, водоснабжения, ограждения водонапорных емкостей, ремонт межквартальных и придомовых территорий в с. Никольское от 3 октября 2017 года (далее по тексту – Акт комиссии от 3 октября 2017 года); актом по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета Никольскому сельскому поселению Алеутского муниципального района» от 1 ноября 2017 года (далее по тексту – Акт от 1 ноября 2017 года).
Вместе с тем пунктами 14.1 и 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкцией линейных объектов является изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт 14.1).
Капитальный ремонт линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт 14.3).
Как следует из Акта комиссии от 3 октября 2017 года устройство наружных инженерных сетей, в том числе слаботочные наружные сети, имеют признаки нового объекта капитального строительства (линейный объект).
Актом от 1 ноября 2017 года установлено, что работы, выполненные по капитальному ремонту наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирного жилого дома по улице Братьев Волокитиных к слаботочным сетям являются новым строительством. Средства иных межбюджетных трансфертов в сумме 9484, 4 тыс. рублей, направленные на капитальный ремонт наружных инженерных сетей многоквартирного дома по улице Братьев Волокитиных фактически использованы на строительство новых участков наружных инженерных сетей для подключения указанного дома к теплоснабжению, водоотведению, водоснабжению, слаботочным сетям, электроснабжению, что является нецелевым использованием бюджетных средств.
Однако ни в одном из указанных документов не содержится вывода о том, что в результате работ, проведенных на соответствующих наружных инженерных сетях, изменился класс, категория и (или) первоначально установленные показатели функционирования данного объекта либо потребовалось изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, исключающих, на основании положений пункта 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возможность признания таких работ капитальным ремонтом линейного объекта.
Также должностными лицами административного органа не представлено документов, подтверждающих отсутствие указанных слаботочных наружных сетей до заключения соответствующего контракта на осуществление их капитального ремонта.
При таких обстоятельствах вывод мирового судьи и судьи районного суда о том, что вместо капитального ремонта наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирного жилого дома по улице Братьев Волокитиных села Никольское Алеутского муниципального района Камчатского края к слаботочным сетям выполнены работы по строительству новых участков инженерных сетей, повлекших за собой нецелевое использование администрацией Алеутского муниципального района бюджетных средств, нельзя признать обоснованным.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении вопрос об осуществлении администрацией Алеутского муниципального района капитального ремонта или реконструкции инженерных сетей, в том числе посредством привлечения к участию в деле соответствующего специалиста, надлежащим образом не исследовался. Вместе с тем данное обстоятельство имеет существенное значение для установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения и влияет на правильность разрешения данного дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка №24 Елизовского судебного района Камчатского края от 29 сентября 2018 года и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 5 декабря 2018 года о привлечение юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
На основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение установленного в статье 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два года со дня совершения правонарушения.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении администрации Алеутского муниципального района производства по делу об административном правонарушении, имели место 28 декабря 2016 года.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Камчатском краевом суде жалобы защитника администрации Алеутского муниципального района срок давности ее привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края от 29 сентября 2018 года и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 5 декабря 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации Алеутского муниципального района Камчатского края, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу защитника Скоробача С.Г. удовлетворить.
Председатель Камчатского
краевого суда подпись В.А. Волгин
Верно:
Председатель Камчатского
краевого суда В.А. Волгин