ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-462/17 от 14.12.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 4а-462/17

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 14 декабря 2017 года город Архангельск

Заместитель председателя Архангельского областного суда
Григорьев Д.А.,

рассмотрев жалобу Меркушова В.Н. вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 5 мая 2017 года и решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 11 сентября 2017 года, вынесенные в отношении Меркушова В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 5 мая 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 11 сентября 2017 года, индивидуальный предприниматель Меркушов В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере семидесяти пяти тысяч рублей.

Меркушов В.Н. в жалобе просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на то, что его вина в совершении правонарушении не установлена

Изучив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Согласно примечанию 2 к ст. 14.1.2 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 года № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Как указано в пункте 5 Положения о лицензировании, осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «е», «ж» и «з» (в части требований, установленных абзацами четвертым, седьмым и восьмым пункта 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения») пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 марта 2017 года № 318).

Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Меркушов В.В. на основании лицензии от 26 апреля 2012 года № АСС-29-201295 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В ходе проведения 10 февраля 2017 года плановых мероприятий сотрудниками УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу было выявлено, что Меркушов В.Н. в 07 часов 05 минут в районе <адрес> в городе Архангельске, используя автобус «ИМЯ-М 3006», государственный регистрационный знак , осуществлял предпринимательскую деятельность по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 пассажиров, по пригородному маршруту общего пользования № 144 «г. Архангельск - г. Новодвинск» с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Меркушову В.Н. вменено нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установленных Положением о лицензировании, а именно: допущено нарушение требований п. 1 п. 62 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утверждённых Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7, которое выразилось в отсутствии у водителя расписания (графика) движения по маршруту регулярных перевозок; подп. «а», «б», «в» п. 29, п. 30, 32, 33, 36, подп. «а», «б», «г», «ж» п. 37 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства PФ от 14 февраля 2009 года № 112, которое выразилось в отсутствии указателя и номера маршрута, наименования перевозчика и информации о нем, информации об органе, обеспечивающем контроль перевозок, информации о стоимости проезда и провозки багажа, места расположения кнопок остановки транспортного средства; подп. 2 п. 5 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года № 152, которое выразилось в неправильном заполнении путевого листа; ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», так как не организовано в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров, поскольку Меркушов В.Н. предрейсовый медицинский осмотр 10 февраля 2017 года не проходил.

Названные обстоятельства послужили основанием для составления 14 марта 2017 года в отношении Меркушова В.Н. протокола об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом и оснований не доверять сведениям, указанным в них не имеется, в связи с чем мировым судьей правильно признаны допустимыми доказательствами и положены в основу обжалуемого судебного постановлений.

При рассмотрении настоящего дела мировой судья установил все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, которым с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Меркушова В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах вывод мирового судьи о наличии в действиях Меркушова В.Н. состава вменяемого административного правонарушения является верным.

Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, в решении судьи дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

Повторно приведенные в жалобе Меркушова В.Н. доводы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, были предметом проверки судьи районного суда и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенными в судебном решении, оснований не согласиться
с ними не имеется.

По существу, изложенные в жалобе доводы сводятся к субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств и не могут служить основанием для отмены оспариваемых решений, поскольку не опровергают правильности выводов судьей.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу Меркушова В.Н., по делу не усматривается.

Нарушений норм материального права и процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.

Вместе с тем, имеются основания для изменения судебных решений.

Согласно протоколу об административном правонарушении и постановлению об административном правонарушении Меркушову В.Н. вменено нарушение п. 1 п. 62 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утверждённых Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7, подп. «а», «б», «в» п. 29, п. 30, 32, 33, 36, подп. «а», «б», «г», «ж» п. 37 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства PФ от 14 февраля 2009 года № 112, подп. 2 п. 5 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года
№ 152.

В силу пункта 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) приведенные нарушения не относится к грубым.

В материалах дела нет сведений о том, что лицензиатом было допущено повторное в течение года нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании перевозок, что позволило бы отнести его к грубым.

Таким образом, нарушение п. 1 п. 62 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утверждённых Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7, подп. «а», «б», «в» п. 29, п. 30, 32, 33, 36, подп. «а», «б», «г», «ж» п. 37 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства PФ от 14 февраля 2009 года № 112, подп. 2 п. 5 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года № 152 не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Указанные нарушения лицензионных требований образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, протокол об административном правонарушении по ч. 3
ст. 14.1.2 КоАП РФ должностным лицом не составлялся, действия Меркушова В.Н. в соответствии с указанной диспозицией не квалифицировались.

Поскольку допущенное Меркушовым В.Н. нарушение требований ч. 1
ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», вследствие непрохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра, в силу п. 1 ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является грубым нарушением лицензионных требований в отношении по причине возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, то переквалификация действий Меркушова В.Н. на ч. 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ не может быть произведена.

Переквалификация части действий привлекаемого к административной ответственности лица Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена и означала бы увеличение объема обвинения и нарушение права на защиту лица, привлекаемого к ответственности, что недопустимо.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 5 мая 2017 года и решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 11 сентября 2017 года подлежат изменению путем исключения из мотивировочных частей вывода о нарушении Меркушовым В.Н. п. 1 п. 62 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утверждённых Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7, подп. «а», «б», «в» п. 29, п. 30, 32, 33, 36, подп. «а», «б», «г», «ж» п. 37 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства PФ от 14 февраля 2009 года № 112, подп. 2
п. 5 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года № 152.

Поскольку наказание мировым судьей назначено Меркушову А.Н. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, то размер назначенного штрафа не может быть снижен.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 и
ст. 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 5 мая 2017 года и решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 11 сентября 2017 года изменить: исключить из мотивировочных частей выводы о нарушении Меркушовым В.Н. п. 1 п. 62 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утверждённых Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7, подп. «а», «б», «в» п. 29, п. 30, 32, 33, 36, подп. «а», «б», «г», «ж» п. 37 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства PФ от 14 февраля 2009 года № 112, подп. 2 п. 5 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года
№ 152.

В остальной части указанные судебные постановления оставить без изменения, жалобу Меркушова В.Н. – без удовлетворения.

Заместитель председателя Д.А. Григорьев