ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-465/19 от 10.10.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 4а-465/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Астрахань 10 октября 2019 года

И.о. председателя Астраханского областного суда Снаткина Т.Ф., рассмотрев жалобу представителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области на решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 01 июля 2019 года, решение судьи Астраханского областного суда от 16 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области ФИО1,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 28 мая 2019 года руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Решением судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 01 июля 2019 года постановление по делу об административном правонарушении от 28 мая 2019 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Астраханского областного суда от 16 августа 2019 года решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 01 июля 2019 года оставлено без изменения, жалоба представителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области – без удовлетворения.

В жалобе представитель Управления Федерального казначейства по Астраханской области ставит вопрос об отмене судебных актов ввиду нарушения судами норм материального и процессуального права. Не принято во внимание, что Управлением Росреестра по Астраханской области при расчете НМЦК завышен объем оказываемых услуг по уборке помещений и прилегающей территории на 9 рабочих дней с 01 января 2019 года по 21 января 2019 года. НМЦК завышена на сумму 81225 руб. Руководитель Управления ФИО1 несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление полномочий.

Проверив доводы жалобы, материалы дела, нахожу судебные акты законными и обоснованными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Астраханской области №142 от 21 февраля 2019 года проведена выездная проверка в отношении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.

В ходе проверки установлено, что начальная (максимальная) цена контракта по закупке № 26 «Услуги по уборке помещений и прилегающей территории», включенной в версию № 0 плана-графика закупок Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год финансовый год, и размещенной 21 января 2019 года в Единой информационной системе, завышена на сумму 81225 рублей.

Управлением Федерального казначейства по Астраханской области действия руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области ФИО1 квалифицированы по части 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не согласился с выводами должностного лица, установив, что приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от 13 августа 2018 года С. назначена контрактным управляющим в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.

Согласно Положению о контрактном управляющем в Управлении, утвержденному приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от 21 июня 2018 года, конкурсный управляющий осуществляет функции по планированию и проведению закупок.

Также в должностные обязанности конкурсного управляющего входит разработка предусмотренных законодательством о контрактной системе документов и изменений в них, организация утверждения этих документов и размещение их в единой информационной системе.

Судья районного суда пришел к выводу, что руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ее действиях отсутствует состав данного административного правонарушения.

Судья областного суда при рассмотрении жалобы на судебный акт согласился с выводами судьи районного суда по следующим основаниям.

Так, в соответствии с частями 1,2, 10, 15 статьи 21 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Согласно частям 4,5,6 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 552, планы-графики закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней государственными заказчиками, действующими от имени Российской Федерации, - со дня доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. планы-графики закупок формируются ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок.

Статья 7.29.3 Кодекса Российской Федерации устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок.

Объектом административного правонарушения по статье 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении действий, связанных со включением в план-график закупок необоснованной начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, для квалификации действий лица по части 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, кем в план-график закупок включена начальная (максимальная) цена контракта.

Доказательства того, что данные действия произведены руководителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области ФИО1 в деле отсутствуют, административным органом указанный факт не доказан. Между тем, в силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит не только наличие события административного правонарушения, но и виновность лица в совершении административного правонарушения, в частности, совершение им объективной стороны состава административного правонарушения. Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. Установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

Привлекая руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган исходил из того, что руководитель Управления осуществляет руководство деятельностью Управления и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление функций, а также учитывал тот факт, что план-график утвержден электронной подписью от имени руководителя Управления.

Вместе с тем, с 13 августа 2018 года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области назначен контрактный управляющий, в функции которого в силу положений части 4 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и должностной инструкции входит разработка плана-графика (включающего сведения о начальной (максимальной) цене контрактов), осуществление подготовки изменений для внесения в план-график, размещение в Единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений.

Согласно журналу учета электронных подписей и ключевых документов, скриншотов сайта Единой информационной системы в сфере закупок, ФИО1 не осуществляла действий, связанных с включением в версию № 0 плана-графика закупок Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год финансовый год, начальной (максимальной) цены контракта по закупке № 26 «Услуги по уборке помещений и прилегающей территории». Она также не размещала 21 января 2019 года указанный план-график в Единой информационной системе, а значит, не совершала действий, совершение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что при указанных обстоятельствах законом предусмотрен специальный субъект административного правонарушения, а в деле отсутствуют доказательства совершения руководителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области ФИО1 действий, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции обоснованно отменил постановление административного органа и прекратил производство по делу.

Доводы жалобы о том, что ФИО1 является субъектом данного правонарушения, поскольку план-график утвержден ее электронной подписью, не могут служить основанием к отмене принятого решения. Данные доводы были предметом тщательного исследования, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных решений.

Несогласие Управления Федерального казначейства по Астраханской области с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, примененного при рассмотрении дела, не свидетельствует о том, что судьями допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, вывод судебных инстанций об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Кировского районного суда г.Астрахани от 01 июля 2019 года, решение судьи Астраханского областного суда от 16 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу представителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области - без удовлетворения.

И.о. председателя

Астраханского областного суда Т.Ф.Снаткина