ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-466/2011 от 27.12.2011 Омского областного суда (Омская область)

                                                                                                              4-А-466/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Омск                                                                                                               27.12.2011 года        

            Председатель Омского областного суда В.А. Ярковой, рассмотрев надзорную жалобу Бермана М.Л. на постановление мирового судьи судебного участка № 50 Кировского АО г. Омска от 11.10.2011 года и на решение Кировского районного суда г. Омска от 10.11.2011 года в отношении Бермана М. Л., генерального директора ОАО «Омский аэропорт», по ст.19.1 КОАП РФ,            

УСТАНОВИЛ :

         постановлением мирового судьи судебного участка № 50 Кировского АО г. Омска от 11.10.2011 года Берман М.Л. был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей по  ст. 19.1 КОАП РФ.      

Как следует из постановления, Омской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований воздушного законодательства в деятельности ОАО «Омский аэропорт», в результате которой установлено следующее: 19.07.2011 года старшим авиационным начальником аэродрома Омск (Центральный) Берманом М.Л. утверждено Положение о порядке согласования строительства и размещения объектов в районе аэродрома Омск (Центральный), согласованное с начальником Омского Центра ОВД филиал «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП « Госкорпорация по ОрВД», а также генеральным директором ОАО «Омский аэропорт». Приказом генерального директора ОАО «Омский аэропорт» от 26.07.2011 № 455 с 01.08.2011 установлена стоимость услуги «Расчет безопасной высоты объекта» в размере 7817,68 рублей, содержание которого доведено до сведения заинтересованных служб. 29.07.2011 года в ОАО «Омский аэропорт» поступило обращение директора ОАО СФ «Трест № 4» о проведении расчета данных безопасной высоты объекта «Жилой комплекс по проспекту Комарова» жилой дом № 1,2,3,5 в Кировском административном округе. 30.07.2011 ОАО «Омский аэропорт» выставлен счет № 1203 на оплату услуг по согласованию. 31.07.2011 согласно платежному поручению № 171 на р/с ОАО «Омский аэропорт» вышеуказанной организацией произведена оплата в размере 7817,68 рублей. Действующим законодательством правом взимания платы за проведение процедуры согласования собственник аэродрома (старший авиационный начальник) не наделен. С учетом изложенного взимание на основании приказа генерального директора ОАО «Омский аэропорт» вышеназванной платы с ОАО СФ «Трест № 4» противоречит закону.

Кировский районный суд г. Омска, рассмотрев жалобу Бермана М.Л. на постановление мирового судьи, оставил ее без удовлетворения.                  

В своей надзорной жалобе Берман М.Л. просит отменить постановление мирового судьи и решение районного суда, считает, что в его действиях нет состава административного правонарушения.

         Проверив доводы жалобы, рассмотрев материалы административного дела № 5-5679/2011, полагаю необходимым отменить как постановление мирового судьи судебного участка № 50 Кировского АО г. Омска от 11.10.2011 года, так и решение Кировского районного суда г. Омска от 10.11.2011 года, по следующим основаниям.                

        Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

При рассмотрении административного материала по ст.19.1  КОАП РФ в отношении Бермана М.Л. указанные требования закона были судом 1 и 2 инстанции нарушены, поскольку не все имеющиеся доказательства были проверены и оценены.      

         Распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 641-р была утверждена Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, в которой    ответственными исполнителями за разработку и утверждение требований к порядку согласования строительства зданий и сооружений в районе аэродрома и на приаэродромной территории в части введения  ограничений для жилой застройки и возведения опасных для гражданской     авиации объектов (газопроводы, раздатчики     топлива и т.п.)  были утверждены Минтранс России, Росавиация, Росаэронавигация со сроком исполнения 2008 год.

Соответственно, устанавливать и утверждать такой порядок согласования  вправе также ОАО «Омский аэропорт», поскольку к компетенции  Минтранса России, Росавиации, Росаэронавигации  отнесены лишь требования о введении  ограничений для жилой застройки и возведения опасных для гражданской     авиации объектов (газопроводы, раздатчики     топлива и т.п.).  До настоящего времени  такие ограничения не были установлены.

Не оспаривается Омским транспортным  прокурором право ОАО «Омский аэропорт» устанавливать  порядок согласования строительства зданий и сооружений в районе аэродрома и на приаэродромной территории.

          В Положении о порядке согласования строительства и размещения

объектов в районе аэродрома Омск (Центральный), утвержденном старшим авиационным начальником М.Л. Берманом от 19.07.2011 года  указано:

2. Порядок представления документов

2.1.   Физические и юридические лица, заинтересованные в строительстве объектов (жилых и административных), линий связи и электропередачи, промышленных и иных предприятий и сооружений, а также других источников радио- и электромагнитных излучений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее - организации), представляют на имя старшего авиационного начальника аэродрома письмо-заявку на каждый объект строительства с указанием:

- назначения подлежащего строительству объекта, его местоположения,

- географических координат объекта (широта и долгота препятствия или периметр в системе координат ПЗ-90.02). Съемка географических координат объекта производится специализированной организацией, имеющей необходимое оборудование и лицензию на право выполнения данных работ;

-  схему (ситуационный план местности) расположения согласуемого объекта относительно аэродрома в масштабе 1:500000 с нанесенным размещением объекта и привязкой его к крупным ориентирам, жилым массивам и т.п.;

-  расчеты безопасной допустимой высоты объекта в соответствии с поверхностями ограничения высотных препятствий (конической, внутренней горизонтальной, захода на посадку, переходной);

-   расчеты безопасной допустимой высоты объекта, не создающей помех радиотехническим средствам.

При согласовании радиоизлучающих устройств дополнительно должны быть указаны рабочие частоты, мощность, направленность излучения.

При согласовании линий связи и электропередач указываются наименование трассы, напряжение линий электропередач, высоты опор, начальные и конечные пункты трассы с указанием районов и областей, по территории которых она проходит.

2.2. В одной заявке может быть указано не более одного объекта.

2.3.  При отсутствии расчетов безопасной допустимой высоты объекта в организацию - заявитель направляет письмо (Приложение 1).

2.3.  Расчеты безопасной допустимой высоты объекта в соответствии с поверхностями ограничения высотных препятствий могут быть выполнены специалистами ОАО «Омский аэропорт» после обращения организации, заинтересованной в согласовании строительства объекта, письмом на имя генерального директора.

2.4.  Расчеты безопасной допустимой высоты объекта, не создающей помех радиотехническим средствам, могут быть выполнены специалистами Омского центра ОВД филиала «ЗабСибаэронавигация»  после обращения организации, заинтересованной в согласовании строительства объекта, письмом на имя начальника.

            Таким образом, в перечень требуемых для согласования документов названы такие документы, за получением которых следует  обращаться в ОАО «Омский аэропорт» либо в Омский центр ОВД филиала «ЗабСибаэронавигация»  на возмездной основе.            

Кроме того, плата предусмотрена не за согласование строительства объекта, а за расчет безопасной допустимой высоты этого объекта.

Ссылка прокурора на ограниченный перечень тарифицируемых видов деятельности аэропортов, который закреплен Приказом Минтранса №110 от 02.10.2000 г. «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ», в котором отсутствует тариф на услуги по производству расчетов безопасной  и допустимой высоты объектов, является необоснованной, поскольку ОАО «Омский аэропорт» является коммерческим предприятием и, соответственно, вправе оказывать не только взаимосвязанные с другими аэропортами, и в этих целях тарифицированные Минтрансом РФ  услуги по обслуживанию воздушных судов и использованию воздушного пространства, но также  на платной основе оказывать другие услуги, не включенные в перечень услуг, утвержденный Минтрансом РФ, и не связанные с обслуживанием воздушных судов и использованием воздушного пространства.

         Поэтому виновность Бермана М.Л., как должностного лица, утвердившего  названное Положение и издавшего приказ от 26.07.2011 года «Об установлении стоимости услуги», к компетенции которого эти вопросы относятся в соответствии с п.3.11 Устава ОАО «Омский аэропорт», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.1 КОАП РФ, не была установлена.

            Указанные Положение и приказ от 26.07.2011 года  «Об установлении стоимости услуги» не были признаны Арбитражным судом незаконными и недействительными.

            Статья 19.1 КОАП РФ предусматривает ответственность за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам.        

         Суды 1 и 2 инстанции не указали, какой именно порядок,  не связанный с обслуживанием воздушных судов и использованием воздушного пространства, установленный федеральным законом или иным нормативным правовым актом, был нарушен.

            Не было также установлено, противоречат или нет действия генерального директора ОАО «Омский аэропорт»  Постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239, с последними изменениями  от 29.10.2010 N 865, «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов).

            При указанных обстоятельствах в действиях Бермана М. Л., генерального директора ОАО «Омский аэропорт», отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного  ст.19.1 КОАП РФ.

         На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.13 п. 2, ст.30.17 ч.2 п.4  КОАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ :

         постановление мирового судьи судебного участка № 50 Кировского АО г. Омска от 11.10.2011 года и решение Кировского районного суда г. Омска от 10.11.2011 года в отношении Бермана М. Л., генерального директора ОАО «Омский аэропорт», по ст.19.1 КОАП РФ -  отменить, прекратив производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.1КОАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения.

         Копию постановления направить для сведения Берману М.Л.

Председатель

Омского областного суда                                                                 В.А. Ярковой