4а-46/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отказе в удовлетворении жалобы на постановление
по делу об административном правонарушении и решение
по результатам рассмотрения жалобы на постановление
город Иваново 02 марта 2018 года
Заместитель председателя Ивановского областного суда Гуськов Д.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 19 октября 2017 года и решение судьи Ивановского областного суда от 21 ноября 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 19 октября 2017 года заместитель генерального директора ООО «Агро-Эксперт» (далее – Общество) по безопасности ФИО1 был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Решением судьи Ивановского областного суда от 21 ноября 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
Обжалуя вступившие в законную силу постановление и решение судей, ФИО1 просит их отменить как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы ссылается на, что сотрудники полиции не имели права беспрепятственного доступа на территорию ООО «Агро-Эксперт», поскольку Общество является взрывопожароопасным предприятием, что подтверждается соответствующей лицензией, поэтому им с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 года N 116-ФЗ) и иных подзаконных актов в области промышленной безопасности правомерно было отказано сотрудникам полиции, не прошедшим вводный инструктаж, в допуске на территорию предприятия. При этом администрацией было предложено пройти необходимый инструктаж по выходу ответственного работника. У сотрудников полиции отсутствовала необходимость для посещения территории предприятия, поскольку все сведения о произошедшем сходе вагона с демонстрацией места происшествия по системе видеонаблюдения были им предоставлены.
Отмечает, что судья городского суда неправильно применил положения п. 5 ч. 1 ст. 13 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) и не учел разницы между понятиями беспрепятственно «посещать» и «входить» (проникать). Оценки этому обстоятельству не дано и в решении суда апелляционной инстанции. Считает, что из положений п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции следует, что сотрудники полиции могут беспрепятственно посетить территорию организации, но у них нет права на посещение служебных и иных помещений без соответствующего распоряжения. Так же ч. 3 ст. 15 названного Закона устанавливает исчерпывающий перечень оснований для несанкционированного вхождения (проникновения) на территорию частного предприятия сотрудников полиции, однако ни одно из перечисленных в норме статьи оснований из материалов дела не усматривается, поэтому законных оснований для беспрепятственного вхождения (проникновения) на территорию Общества у сотрудников полиции не было.
Указывает, что судья областного суда неправильно применил нормы материального права, а именно п. 49 Приказа МВД России от 29.08.2014 года N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке, приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествия» и ч. 2 ст. 176 УПК РФ, поскольку в данном случае сотрудниками полиции признаков объективной стороны состава преступления не было обнаружено, как и не было достаточно данных полагать об их наличии. Состав преступления, предусмотренный ст. 263 УК РФ, не относится к подведомственности полиции, поэтому регистрация сообщения о преступлении и проведенная по нему проверка незаконны. Обращает внимание, что 17 ноября 2017 года постановлением старшего следователя Южского МСО ФИО3 было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ООО «Агро-Эксперт» по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, в связи с отсутствием в их действиях состава преступления.
Оснований для рассмотрения ходатайства ФИО1 о восстановлении срока обжалования постановления судьи городского суда от 19 октября 2017 года и решения судьи областного суда от 21 ноября 2017 года не имеется. Жалоба ФИО1 подана в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ. Срок подачи надзорной жалобы на судебные акты по делу об административном правонарушении Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не ограничен.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с требованиями ч.2 ст.30.16 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ наступает за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда установлено, что 22 июля 2017 года на участке железнодорожных путей, расположенных на территории ООО «Агро-Эксперт», произошел сход вагонов, о чем поступило сообщение в ФИО2 МВД России на транспорте. В этот же день в 16 часов 30 минут заместитель генерального директора ООО «Агро-Эксперт» по безопасности ФИО1 отказал прибывшим в составе следственно-оперативной группы на место происшествия, сотрудникам полиции ФИО4 и ФИО5, находящимся при исполнении своих служебных обязанностей, в допуске на территорию ООО «Агро-Эксперт» для проведения осмотра места происшествия в рамках проверки сообщения о преступлении, зарегистрированного в КУСП №, чем не выполнил законное распоряжение сотрудников полиции. Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности по данной норме.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, и виновность ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 19 октября 2017 года, сообщением от 22 июля 2017 года, зарегистрированного в КУСП №, рапортами и объяснениями сотрудников полиции ФИО5, ФИО4 об обстоятельствах произошедшего и иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Действия ФИО1 квалифицированы по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ правильно.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции на сотрудников полиции возлагаются обязанности принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
При этом проверка зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений проводится в соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 года N 736.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции сотрудникам полиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации.
Выводы судебных инстанций о законности требований сотрудников полиции о допуске на территорию ООО «Агро-Эксперт» являются обоснованными, поскольку подтверждаются наличием в производстве СО Ивановского ЛО МВД России на транспорте сообщения заинтересованного лица от 22 июля 2017 года о случившемся на территории ООО «Агро-Эксперт» происшествии, в отношении которого требовалось проведение проверки в порядке, предусмотренном ст.ст. 144, 145 УПК РФ, в том числе и выполнения сотрудниками полиции в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ осмотра места происшествия.
Как усматривается из материалов дела и не отрицается самим ФИО1, сотрудники полиции, предъявляя последнему требования впустить их на территорию предприятия, предъявили свои служебные удостоверения и указали цели посещения предприятия, тем самым действовали в рамках требований ст.ст. 12, 13 Закона о полиции.
Вопреки доводам жалобы из буквального толкования п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции следует, что сотрудники полиции обладают правом на беспрепятственное посещение по предъявлении служебного удостоверения всей территории организации, если это необходимо для проверки зарегистрированного сообщения (заявления) о преступлении. Какого-либо разрешения соответствующего государственного органа или должностного лица в данном случае для беспрепятственного посещения организации сотрудникам полиции не требуется.
Ссылка судов на положения ст.ст. 13, 15 Закона о полиции в обоснование выводов о законности требований сотрудников полиции является верной.
Утверждение ФИО1 об отсутствии у сотрудников полиции права на беспрепятственный доступ на территорию ООО «Агро-Эксперт», в силу действующего пропускного режима на взрывопожароопасных производственных объектах, было предметом проверки предыдущих судебных инстанций и обоснованно отклонено, поскольку положениями Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ не установлено запрета для осуществления полномочий сотрудников полиции при расследовании происшествий на предприятии. Указание в жалобе на положения Приказа Ростехнадзора от 21.11.2013 года N 560 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» о запрете доступа посторонним лицам на территорию организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, не свидетельствует об обратном.
Приведенные в жалобе доводы об отсутствии в момент проверки достаточных данных о наличии признаков состава преступления и незаконности действий сотрудников Ивановского ЛО МВД России на транспорте по регистрации, проверке сообщения о преступлении, что так же нашло подтверждение, по мнению заявителя, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 263 УК РФ в отношении должностных лиц ООО «Агро-Эксперт», не могут служить основанием для отмены судебных решений, поскольку в силу требований закона на сотрудников полиции возложена обязанность по проведению проверки зарегистрированного сообщения (заявления) о преступлении. Отказ ФИО1 от выполнения законных требований сотрудников полиции, исполняющих свои служебные обязанности, уже образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в независимости от принятых по результатам рассмотрения сообщения процессуальных решений.
Доводы настоящей жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, они не опровергают наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных решений.
Административное наказание назначено ФИО1 с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения ФИО1 к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Существенных нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 19 октября 2017 года и решение судьи Ивановского областного суда от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Ивановского областного суда Д.В.Гуськов