ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-46/2018 от 25.05.2018 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Богзыкова Е.В. 4а-46/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 мая 2018 года г. Элиста

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу исполняющей обязанности директора Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» ФИО на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 марта 2018 года, вынесенное в отношении Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 марта 2018 года постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 №8/12-80-18-И от 14 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» оставлено без изменения, жалоба Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» - без удовлетворения. Исключены из постановления главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 №8/12-80-18-И от 14 февраля 2018 года сведения о неоплате Бюджетным учреждением Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» сверхурочных работФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 за январь 2017 года, за февраль 2017 года, за март 2017 года, апрель 2017 года.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, исполняющая обязанности директора Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» ФИО просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения. Вывод Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия о виновности БУ РК «РЦМК» является незаконным и необоснованным, поскольку с мая 2017 года обязанности по начислению заработной платы были переданы Казенному учреждению Республики Калмыкия «Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора».

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу по следующим основаниям.

Частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Согласно статье 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

В соответствии с частью 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

В силу пункта 6.3. Отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2017 - 2020 годы (утв. Минстроем России, Профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов РФ, Общероссийским межотраслевым объединением работодателей «Российский Союз строителей» 03.04.2017) инициатива работодателя по привлечению работника к сверхурочным работам должна быть оформлена в виде приказа или распоряжения.

Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 28 апреля 2017 г., регистрационный N 10/17-20, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).

Как усматривается из материалов дела, судом установлено, что Бюджетным учреждением Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» в период с 5 июня 2017 года по 9 февраля 2018 года в нарушение ст. 152 ТК РФ не оплачивается сверхурочная работа за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере работникам Учреждения ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11.

Факт нарушения учреждением требований трудового законодательства подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 09.02.2018 № 8/12-74-18-И, актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 09.02.2018 № 8/12-70-18-И, предписанием от 09.02.2018 № 8/12-71-18-И и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следует признать также правильным вывод судьи городского суда об исключении из постановления главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 №8/12-80-18-И от 14 февраля 2018 года указания на нарушение, выразившееся в неоплате сверхурочных работ ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 за январь-апрель 2017 года, поскольку в указанный период оплата за сверхурочную работу работникам производилась.

Доводы жалобы о том, что ответственность за неправильное начисление заработной платы должно быть возложено на Казенное учреждение Республики Калмыкия «Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора», которому с мая 2017 года переданы обязанности по начислению заработной платы были переданы, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с пунктами 4.7., 4.8. коллективного договора Казенного учреждения Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» на 2014-2017 г.г. от 3 декабря 2014 года оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы производится в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации: оплата за работу в праздничные дни производится в двойном размере; по желанию работника ему может быть предоставлен отгул за работу в праздничные дни, при этом оплата производится в одинарном размере; за работу по экстренным вызовам предоставляются отгулы. Заработная плата выплачивается работникам 2 (два) раза в месяц в следующем порядке: первая часть заработной платы (аванс) в размере 40 % выплачивается не позднее 15 числа текущего месяца; вторая часть заработной платы выплачивается не позднее 1 числа месяца, следующего за отработанным. Пункт 7.8. Положения об оплате труда работников Казенного учреждения Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» от 3 декабря 2014 года предусматривает, что повышенная оплата сверхурочной работы составляет за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации. В оплату сверхурочной работы входит классность водителей и доплата за квалификационную категорию. В случае задержки выплаты заработной платы и других нарушений оплаты труда руководитель учреждения несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10.1. Положения). В соответствии с изменениями и дополнениями к коллективному договору от 31 августа 2016 года ответственность за своевременную и соответствующую требованиям законодательства оплату труда несет руководитель учреждения в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.9.).

Как следует из представленных материалов, приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 4 февраля 2016 года № 125пр казенному учреждению Республики Калмыкия «Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора» переданы функции по ведению бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности казенных и бюджетных учреждений здравоохранения, в том числе БУ РК «РЦМК». В соответствии с приложением 1 к Соглашению о передаче функций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности государственного учреждения в КУ РК «Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора» от 20 марта 2017 года № 45 Заказчик (БУ РК «РЦМК») направляет Исполнителю (КУ РК «Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора») приказы о назначении выплат, о премировании, предоставлении материальной помощи, единовременной выплаты к отпуску и т.п. Исполнитель на основании полученных от Заказчика документов начисляет заработную плату за 1 и 2 половины месяца, пособий по временной нетрудоспособности и других выплат работникам Заказчика. Приложением 3 к Соглашению установлен график документооборота, согласно которому приказы (распоряжения) по личному составу руководителя обслуживаемого учреждения, касающиеся оплаты труда работников обслуживаемого учреждения (копии) предоставляются отделом кадров не позднее одного дня с момента подписания.

Кроме того, в силу пунктов 5.5 и 5.6 Соглашения Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» вправе оспаривать правильность ведения бухгалтерского учета учреждения Казенным учреждением РК «Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора».

Из представленной заявителем переписки видно, что с мая 2017 года по январь 2018 года работникам учреждения, указанным в предписании от 09.02.2018 № 8/12-71-18-И, оплата производилась за фактически отработанное время, приказ (распоряжение) руководителя учреждения о привлечении работников к сверхурочной работе в КУ РК «Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора» не поступал, при поступлении приказов учреждения о привлечении работников к сверхурочной работе будет произведен перерасчет оплаты труда.

Таким образом, Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» не обеспечило соблюдение трудовых прав работников учреждения, не выполнило обязанности работодателя по полной оплате им сверхурочной работы.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, нельзя признать состоятельными.

Порядок привлечения к административной ответственности по делу не нарушен.

Административное наказание назначено учреждению в пределах санкции части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, при производстве по делу не допущено.

Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемого акта, не установлено, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях,

п о с т а н о в и л:

решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 марта 2018 года, вынесенное в отношении Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу исполняющей обязанности директора Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканский центр медицины катастроф» ФИО - без удовлетворения.

Заместитель Председателя

Верховного Суда Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев