ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-474/19 от 03.10.2019 Омского областного суда (Омская область)

4-474/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Омск 3 октября 2019 года

Заместитель председателя Омского областного суда Светенко Е.С., рассмотрев жалобу защитника индивидуального предпринимателя Ющак Т.Н. – Ильиной Т.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 59 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 15 января 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Омска от 4 марта 2019 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Ющак Т.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 59 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 15 января 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Омска от 4 марта 2019 года, индивидуальный предприниматель Ющак Т.Н. (далее по тексту – ИП Ющак Т.Н.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

В жалобе, поданной 27 августа 2019 года, защитник ИП Ющак Т.Н. – Ильина Т.А. просит постановление мирового судьи и решение районного суда отменить, как незаконные, производство по делу прекратить. Ссылается на недоказанность состава и события административного правонарушения, поскольку в материалах дела отсутствует мотивированный запрос и доказательства его направления административным органом ИП Ющак Т.Н. Выражает несогласие с оценкой приказа о проведении внеплановой документарной проверки и уведомления о проведении проверки, данной судьей районного суда. Полагает, что в силу закона административный орган не вправе требовать от индивидуального предпринимателя предоставления документов и информации до даты начала проведения проверки. Судами не учтено, что ряд документов ИП Ющак Т.Н. не могла представить, так собственником земельного участка стала 11 июля 2018 года. Правоустанавливающие документы на земельный участок были запрошены административным органом в рамках межведомственного информационного обмена.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении № <...>, прихожу к следующему.

В соответствии с 19.7 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходим о для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 стати 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 названного Кодекса.

Исходя из положений пунктов 1, 4 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 года № 201, Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), осуществляющей свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 591 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту – Административный регламент).

В соответствии с п. 8 Административного регламента должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов имеют право, в частности:

осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки, за исключением документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация».

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Омской области от 14 ноября 2018 года № <...> принято решение о проведении в отношении ИП Ющак Т.Н. внеплановой, документарной проверки в рамках государственного земельного контроля на землях сельскохозяйственного назначения.

В п. 13 данного приказа указано, что для достижения целей проверки необходимо представить документы:

- правоустанавливающие документы на земельный участок сельскохозяйственного назначения (договора, в том числе субаренды, заключенные на срок менее до одного года) на земельный участок по адресу: Омская область, Омский район, Новоомское сельское поселение, с кадастровым номером № <...>

- результаты агрохимических и химико-токсикологических обследований (в том числе результаты бактериологического и гельминтологического исследования почвы) за 2015-2017 гг., текущий период 2018 года;

- проект рекультивации нарушенного почвенного покрова, согласованный с уполномоченными государственными органами и получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы;

- акт приемки выполненных работ по рекультивации нарушенного покрова;

- копии договоров с порядными организациями в случае, если работы по рекультивации земель выполнены такими организациями полностью или частично;

- объяснение по фактам несоблюдения обязательных требований законодательства, отнесенных к предмету проверки.

Копия данного приказа с уведомлением о проведении проверки (исходящий № 1886 от 15 ноября 2018 года) направлена ИП Ющак Т.Н. 16 ноября 2018 года.

В уведомлении также указано, что проверка будет проводиться с 26 ноября по 18 декабря 2018 года, в целях проведения которой необходимо подготовить заверенные копии документов, указанных в пункте 13 приказа от 14 ноября 2018 года № <...>, а также обеспечить беспрепятственное проведение мероприятий по контролю (надзору) должностными лицами Управления Россельхознадзора по Омской области и явку законного представителя по адресу: <...>

Кроме того, в уведомлении содержится разъяснение, что в случае непредставления или несвоевременного представления необходимой информации в административной орган, 20 декабря 2018 года в 14 часов 40 минут состоится составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ.

Вышеуказанные документы в период проведения проверки в Управление Россельхознадзора по Омской области ИП Ющак Т.Н. не представила, что послужило основанием для составления 20 декабря 2018 года в отношении ИП Ющак Т.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ.

Деяние ИП Ющак Т.Н. квалифицировано мировым судьей по ст. 19.7 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу защитника ИП Ющак Т.Н., судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами жалобы, на основании имеющихся в деле доказательств в полном объеме проверил законность и обоснованность вынесенного постановления, и пришел к выводу об отсутствии оснований отмены постановления мирового судьи.Вопреки доводам жалобы нарушений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Федеральный закон № 294-ФЗ), влекущих вывод о недопустимости имеющихся в деле доказательств, не допущено. По смыслу ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора). В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. Согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы. Аналогичные положения содержатся в пунктах 49-54, 78 Административного регламента. Из содержания уведомления от 15 ноября 2018 года, адресованного ИП Ющак Т.Н., четко усматривается, что государственному инспектору отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области необходимы документы, указанные в п. 13 приказа от 14 ноября 2018 года, которые ИП Ющак Т.Н. следует представить в административный орган в сроки проведения проверки. Необходимость истребования данных документов мотивирована целями проведения внеплановой документарной проверки. В силу прямого указания закона в приказе руководителя Управления Россельхознадзора по Омской области от 14 ноября 2018 года установлен перечень документов, представление которых индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ). Таким образом, направленное ИП Ющак Т.Н. уведомление с копией приказа о проведении внеплановой документарной проверки следует расценивать как направление мотивированного запроса о предоставлении документов, необходимых для проведения такой проверки. Согласно данным сайта ФГУП «Почта России», почтовой квитанции названные уведомление и копия приказа направлены ИП Ющак Т.Н. по месту жительства и в силу ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации считаются полученными (л.д. 11, 12). Ссылка заявителя на п. 9 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ в обосновании довода о преждевременности требования предоставления документов и информации административным органом до даты начала проведения проверки во внимание не принимается. Согласно уведомлению от 15 ноября 2018 года документы должны быть представлены ИП Ющак Т.Н. в период проведения проверки – с 26 ноября по 18 декабря 2018 года. Заблаговременным направлением уведомления органом обеспечивалась возможность соблюдения проверяемым лицом требований ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ. В соответствии с подп. 6 п. 10 Административного регламента должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов при проведении проверок не вправе: требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в перечень, утвержденный распоряжением № 724-р. Пунктом 11 Административного регламента установлено, какие документы и (или) информацию Россельхознадзор и его территориальные органы при организации и проведении проверок запрашивают и получают на безвозмездной основе в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. К таковым, в частности относится выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости); кадастровая выписка об объекте недвижимости; кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости; кадастровый паспорт объекта недвижимости.Аналогичные положения содержатся в Перечне документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р.Таким образом, нормативно-правовые акты не предусматривают возможности получения в порядке межведомственного информационного взаимодействия правоустанавливающих документов на земельный участок. Эти документы могли быть представлены только ИП Ющак Т.Н., в связи с чем доводы жалобы об обратном отклоняются как несостоятельные.Истребование административным органом договоров, в том числе договоров субаренды, заключенных на срок менее одного года, обусловлено необходимостью установления лица, ответственного за размещение строений и бурта из смеси плодородного слоя почвы и глины, выявленных в ходе планового (рейдового) осмотра земельного участка с кадастровым номером № <...>, что следует из пояснений главного специалиста эксперта Управления Россельхознадзора по Омской области Юрьева В.П., данных судьей районного суда.Вместе с тем, доводы жалобы о том, что ИП Ющак Т.Н. не могла представить документы, касающиеся результатов агрохимических и химико-токсикологических обследований (в том числе результатов бактериологического и гельминтологического исследования почвы) за 2015-2017 гг., поскольку является собственником земельного участка с 11 июля 2018 года, заслуживают внимания В невыполнении данного требования вины ИП Ющак Т.Н. не усматривается.Также нельзя согласиться с тем, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, образует непредставление объяснения по фактам несоблюдения обязательных требований законодательства, отнесенных к предмету проверки, поскольку в силу п. 1 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ дача таких объяснений индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем при проведении проверки является правом лица, в отношении которого проводится проверка.Таким образом, на основании п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ постановление мирового судьи и решение районного суда подлежат изменению путем исключения указания на нарушение, выразившееся в непредставлении должностному лицу Управления Россельхознадзора по Омской области результатов агрохимических и химико-токсикологических обследований (в том числе результатов бактериологического и гельминтологического исследования почвы) за 2015-2017 гг. и объяснения по фактам несоблюдения обязательных требований законодательства, отнесенных к предмету проверки.В остальной части факт совершения ИП Ющак Т.Н. административного правонарушения и ее виновность подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 20 декабря 2018 года (л.д. 2-5); приказом от 14 ноября 2018 года № 1883 (л.д. 7-8); уведомлением о проведении проверки (л.д. 9-10); отчетом об отслеживании почтового отправления (л.д. 11); копией почтовой квитанции (л.д. 12); актом проверки от 18 декабря 2018 года (л.д. 13-17); справкой о входящей корреспонденции от 20 декабря 2018 года (л.д. 18); выпиской из ЕГРИП (л.д. 19-26); пояснениями главного специалиста Управления Россельхознадзора в Омской области Юрьева В.П., данными судье районного суда (л.д. 66), оцененными в совокупности с иными доказательствами по делу на предмет допустимости, относимости, достоверности и достаточности по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ.

Порядок и сроки давности привлечения ИП Ющак Т.Н. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание ИП Ющак Т.Н. назначено согласно санкции ст. 19.7 КоАП РФ.

Исключение из обвинения отдельного нарушения не влечет изменение назначенного ИП Ющак Т.Н. административного наказания, поскольку назначенное наказание является минимальным.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Таким образом, жалоба подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 59 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 15 января 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Омска от 4 марта 2019 года, вынесенные в отношении ИП Ющак Т.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, изменить путем исключения указания на нарушение, выразившееся в непредставлении должностному лицу Управления Россельхознадзора по Омской области результатов агрохимических и химико-токсикологических обследований (в том числе результатов бактериологического и гельминтологического исследования почвы) за 2015-2017 гг. и объяснения по фактам несоблюдения обязательных требований законодательства, отнесенных к предмету проверки.

В остальной части состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника Ильиной Т.А. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Омского областного суда подпись Е.С. Светенко

<...>

<...>