ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-479/19 от 29.07.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело №4а-479/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

29 июля 2019 года г.Хабаровск

Заместитель председателя Хабаровского краевого суда Лукьянченко Р.В., рассмотрев жалобу защитника Коженковой А.А. на вступившие в силу постановление мирового судьи судебного района «Индустриальный район г.Хабаровска» на судебном участке № 8 от 05 сентября 2018г. и решение судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 22 ноября 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Интех» ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

25 июля 2018 г. государственным налоговым инспектором ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска ФИО1 (далее – должностное лицо) в отношении генерального директора ООО «Интех» (далее – Общество) ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ (л.д.3-4).

Постановлением мирового судьи судебного района «Индустриальный район г.Хабаровска» от 05 сентября 2018г. ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение инкриминируемого правонарушения в виде предупреждения (л.д. 34-35).

Решением судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 22 ноября 2018г. постановление мирового судьи оставлено без изменения (л.д. 65-67).

Судебные решения вступили в законную силу.

В жалобе защитник ФИО2Коженкова А.А., считая состоявшие судебные акты незаконными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, выражается в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.

Как следует из материалов дела, письмом от 21 мая 2018г. (далее - уведомление) ИФНС по Индустриальному району города Хабаровска (далее - инспекция) потребовала от генерального директора Общества ФИО2 в срок до 01 июня 2018г. уплатить страховые взносы в размере 163 000 рублей за апрель 2018 года, подлежащие уплате до 15 мая 2018г.

Неисполнение названного документа инспекции послужило основанием для привлечения ФИО2 постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ установление виновности в совершении данного административного правонарушения, предполагает в числе иного установление законности распоряжения или требования должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль.

Пунктом 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ определено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных этим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

При этом, в силу п. 2 названной статьи Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в числе прочего, с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных данным Кодексом (п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ).

Из ст.45 Налогового кодекса РФ следует, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 данной статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном указанным Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 данного Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 указанного Кодекса (п. 2 ст.45 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 6 ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных этим Кодексом.

Исходя из п.4 ст.44 и п.9 ст. 15 Налогового кодекса РФ приведенные нормы применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Из ст. 69 Налогового кодекса РФ следует, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 указанного Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

Пунктом 3 ст.431 Налогового кодекса РФ определено, что сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

В рассматриваемом случае уведомлением инспекции генеральному директору общества ФИО2 предписывалось в срок до 01 июня 2018г. уплатить страховые взносы за апрель 2018 года, подлежащие оплате до 15 мая 2018г. За неисполнение данного документа названное лицо обжалуемыми актами привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.

Вместе с тем исходя из изложенных выше норм обязанность по уплате налогов (сборов, страховых взносов) возникает с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога, сбора или страхового взноса, а не в результате направления уведомления налогового органа, оформленного в форме письма, с произвольно установленным сроком уплаты. Неисполнение данной конституционной обязанности влечет наступление предусмотренных законодательством о налогах и сборах последствий и применение установленного порядка мероприятий, не зависящих от факта направления инспекцией лицу соответствующего письма в произвольной форме.

Следует учесть, что в силу пп. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены названным Кодексом. При этом согласно п.2.1 ст.31 Налогового кодекса РФ права, предусмотренные указанным Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов.

При таком положении неисполнение направленного инспекцией генеральному директору Общества ФИО2 письма от 21 мая 2018г. дублирующего требования налогового законодательства о необходимости уплаты страховых взносов, устанавливающего произвольный срок для выполнения данной обязанности, административную ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, не влечет.

Выводы судебных инстанций о наличии в деянии генерального директора Общества ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи и решение судьи районного суда, состоявшиеся в отношении генерального директора Общества ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в деянии ФИО2 состава вменяемого административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

жалобу защитника Коженковой А.А. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного района «Индустриальный район г.Хабаровска» на судебном участке № 8 от 05 сентября 2018г. и решение судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 22 ноября 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Интех» ФИО2 - отменить.

Производство по настоящему делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения.

Заместитель председателя

Хабаровского краевого суда Р.В.Лукьянченко