РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
4А-482/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 ноября 2017 года г. Калининград
И.о. заместителя председателя Калининградского областного суда Костиков С.И., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Гвардейский городской округ» «Теплота» ФИО2 на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области № от 25 апреля 2017 года, решение судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 20 июля 2017 года, решение судьи Калининградского областного суда от 14 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального предприятия муниципального образования «Гвардейский городской округ» «Теплота» ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника МИФНС России № 10 по Калининградской области от 25 апреля 2017 года директор МУП МО «Гвардейский городской округ» «Теплота» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб. за то, что он, являясь директором МУП МО «Гвардейский городской округ» «Теплота», которое в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее по тексту - Федеральный закон от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ) является поставщиком услуг, в нарушение п. 18 ч. 4 названного Федерального закона, не использовал по состоянию на 11 апреля 2017 года специальный банковский счет при осуществлении расчетов с платежным агентом ФГУП «Почта России», осуществляющим прием и перечисление ежемесячных платежей от населения за оплату услуг теплоснабжения МУП «Теплота».
Решением судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 20 июля 2017 года и решением судьи Калининградского областного суда от 14 сентября 2017 года постановление начальника МИФНС России № 10 по Калининградской области от 25 апреля 2017 года оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 25 октября 2017 года, заявитель просит указанные выше постановление и судебные решения отменить.
Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 26 октября 2017 года жалоба принята к рассмотрению, истребовано дело об административном правонарушении в отношении директора МУП МО «Гвардейский городской округ» «Теплота» ФИО2, которое поступило 31 октября 2017 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов с плательщиками наличными денежными средствами.
Субъектами ответственности за совершение административного правонарушения являются платежные агенты, банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты и поставщики услуг.
Федеральный закон 03 июня 2009 года № 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона).
Частью 18 ст. 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ предусмотрено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в ч. 18 ст. 4 настоящего Федерального закона, не допускается (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Судебными инстанциями установлено, что ФИО2 является директором МУП МО «Гвардейский городской округ» «Теплота», которое оказывает услуги по теплоснабжению населения на территории МО «Гвардейский городской округ» Калининградской области.
В соответствии с поручением и требованием предоставления документов, 11 апреля 2017 года МИФНС России № 10 по Калининградской области проведена проверка МУП «Теплота», в результате которой установлено, что между МУП «Теплота» в лице директора ФИО2 и УФПС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России» в лице директора ФИО1 заключен договор о приеме платежей физических лиц за теплоснабжение и использование программного комплекса «Почтовая платежная система» № от 27 ноября 2015 года о приеме платежей физических лиц за теплоснабжение с перечислением денежных средств на расчетный счет. Для данных целей УФПС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России» имеет специальный банковский счет, открытый в Калининградском отделении ВТБ (ПАО) г. Калининград, являясь оператором по приему платежей (платежным агентом). В нарушение требований п. 3 ч. 16 ст. 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ, у МУП «Теплота» (поставщик услуг) нет открытых специальных банковских счетов, списание денежных средств происходит со специального банковского счета, открытого в Калининградском филиале ВТБ (ПАО) г. Калининград УФПС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России», на расчетный счет МУП «Теплота» (обычный счет), открытый в Калининградском отделении № 8626 ПАО Сбербанк г. Калининград. По состоянию на 11 апреля 2017 года директором МУП «Теплота» ФИО2 не были приняты все зависящие от него меры по предотвращению правонарушения и не открыты специальные банковские счета в кредитных организациях для осуществления расчетов с платежным агентом, в результате чего была нарушена ч. 18 ст. 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № от 11 апреля 2017 года (л.д. 68-70), представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 25 апреля 2017 года (л.д. 72-73), платежными поручениями (л.д.76-82), договором о приеме платежей физических лиц за теплоснабжение с использованием программы «Почтовая платежная система» № от 27 ноября 2015 года (л.д. 83-88) и другими имеющимися в деле доказательствами, полученными в соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оцененными должностным лицом и судьями по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих о принятии директором МУП МО «Гвардейский городской округ» «Теплота» ФИО2, как должностным лицом, необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств по открытии специального банковского счета, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, заявителем не представлено.
Таким образом, должностное лицо административного органа, а также судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях директора МУП МО «Гвардейский городской округ» «Теплота» ФИО2 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспаривая состоявшиеся судебные постановления, заявитель приводит довод о том, что деятельность УФПС Калининградской области – филиала ФГУП «Почта России», осуществляемая в рамках заключенного с МУП «Теплота» договора о приеме платежей, не попадает под действие Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ, поскольку помимо приема денежных средств от физических лиц оказывает также услуги по составлению реестра начислений по оплате, обеспечивает плательщиков платежными документами, осуществляет контроль за правильностью и полнотой перечисления, принимает организационные и технические меры для защиты обезличенных персональных данных, ограничивает доступ к обезличенным персональным данным. При этом УФПС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России» является организацией, осуществляющий самостоятельный вид деятельности – деятельность почтовой связи общего пользования.
Данные доводы проверены, однако отмены состоявшихся судебных постановлений не влекут.
Условия заключенного МУП МО «Гвардейский городской округ» «Теплота» (заказчик) с ФГУП «Почта России» (исполнитель) договора об оказании услуг № от 27 ноября 2015 года свидетельствуют о том, что почта была привлечена обществом для выполнения функций платежного агента по приему денежных средств от физических лиц за теплоснабжение в пользу заказчика и перечислению этих денежных средств на его расчетный счет.
Поскольку субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются не только платежные агенты, но и поставщики, банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты, которые в соответствии с вышеупомянутыми требованиями Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ обязаны использовать специальные банковские счета для осуществления соответствующих расчетов, неиспользование МУП МО «Гвардейский городской округ» «Теплота» специального банковского счета при приеме платежей от платежного агента - ФГУП «Почта России» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что МУП «Теплота» вырабатывает и реализует тепловую энергию только управляющим компаниям, следовательно, по смыслу названного выше Федерального закона, не является поставщиком услуг и субъектом вмененного административного правонарушения, основаны на ошибочном толковании права.
Отношения, вытекающие из деятельности по приему платежей физических лиц во исполнение денежных обязательств перед поставщиком за поставленную им тепловую энергию, регулируются Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ, раскрывающим понятие поставщика, под которое МУП «Теплота» подпадает.
Действия квалифицированы по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства в сфере деятельности платежных агентов.
Срок давности и порядок привлечения директора МУП МО «Гвардейский городской округ» «Теплота» ФИО2 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено директору МУП МО «Гвардейский городской округ» «Теплота» ФИО2 в пределах санкции ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области № от 25 апреля 2017 года, решение судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 20 июля 2017 года, решение судьи Калининградского областного суда от 14 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального предприятия муниципального образования «Гвардейский городской округ» «Теплота» ФИО2 оставить без изменения, жалобу директора муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Гвардейский городской округ» «Теплота» ФИО2 - без удовлетворения.
И.о. заместителя председателя
Калининградского областного суда С.И. Костиков