ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-483/17 от 07.12.2017 Омского областного суда (Омская область)

4-483/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Омск 7 декабря 2017 года

Председатель Омского областного суда Ярковой В.А., рассмотрев жалобу директора Бюджетного учреждения г. Омска «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята» Метелева С.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 23 в Омском судебном районе Омской области от 1 августа 2017 года и решение Омского районного суда Омской области от 27 сентября 2017 года, вынесенные в отношении Бюджетного учреждения г. Омска «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 23 в Омском судебном районе Омской области от 1 августа 2017 года (постановление в окончательном виде изготовлено 3 августа 2017 года) Бюджетное учреждение г. Омска «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята» (далее по тексту – БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята», учреждение) подвергнуто административному штрафу в размере 50 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ.

Решением Омского районного суда Омской области от 27 сентября 2017 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, из мотивировочной части постановления исключены суждения об отнесении модульной котельной, резервуаров для хранения топлива к опасным производственным объектам, а также суждения о нарушении БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята» нормативно-правовых предписаний Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116–ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», «Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года № 240.

В жалобе директор БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята» Метелев С.А. просит судебные постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается на то, что у БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята» отсутствует обязанность по разработке и утверждению плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также паспорта безопасности опасного объекта. Полагает, что пункты Приказа МЧС России от 28 декабря 2004 года № 621 не применимы по отношению к БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята», осуществляющему организацию отдыха детей, поскольку учреждение не является организацией, осуществляющей разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов. Считает, что детский оздоровительный лагерь не может быть признан ни опасным, ни потенциально опасным объектом. Также ссылается на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 3 октября 2017 года, которым признано незаконным предписание об устранении нарушений требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций № 14 от 27 июня 2017 года.

Изучив материалы дела № <...>(23)/2017, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) названный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие названного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

В силу ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ определены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Под чрезвычайной ситуацией согласно вышеназванному Федеральному закону понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1).

Исходя из взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года № 621 (далее по тексту – Правила разработки и согласования планов), чрезвычайная ситуация может быть обусловлена разливом нефти и нефтепродуктов.

Согласно требованиям п. 2 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 года № 613 (далее по тексту – Основные требования), планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов. Данный объем определяется в зависимости от вида объекта, в частности, для стационарных объектов хранения нефти и нефтепродуктов – 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.

В свою очередь, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 2003 года № 156 утверждены Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации (далее – Указания МПР РФ).

В соответствии с п. 5 Основных требований планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ЛРН) проводится в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС(Н), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.

В силу п. 2 Основных требований планирование таких мероприятий производится организациями независимо от форм собственности, осуществляющих, в том числе хранение и использование нефти и нефтепродуктов.

Пунктом 7 Основных требований установлено, что в рамках РСЧС организации разрабатывают Планы и Календарные планы, которые подлежат согласованию (утверждению) соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими организациями в соответствии с их компетенцией и в порядке, устанавливаемом названными Правилами. Сроки рассмотрения Планов и Календарных планов, представленных на согласование в соответствующие органы, не должны превышать тридцати календарных дней с момента поступления документов.

Типовой паспорт безопасности опасного объекта утвержден приказом МЧС РФ от 4 ноября 2004 года № 506 (далее по тексту – Приказ № 506).

В силу п. 2 приложения к данному приказу типовой паспорт безопасности опасного объекта предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Под пожаровзрывоопасностью веществ и материалов понимается способность веществ и материалов к образованию горючей (пожароопасной или взрывоопасной) среды, характеризуемая их физико-химическими свойствами и (или) поведением в условиях пожара (п. 29 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно пункту 3 Приказа № 506 паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач: определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения; определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах; оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята» имеется модульная котельная, состоящая из двух блоков, которая закреплена за учреждением на праве оперативного управления и расположена на территории учреждения. Система отопления корпусов и подача горячей воды осуществляется от указанной котельной. В данной котельной используется топливо печное бытовое светлое, поступающее в водогрейный котел КСВ-1,5ЛНТ из резервуаров для хранения топлива объемом по 10 куб. м каждый (л.д. 26, 28, 31).

Главным управлением региональной безопасности Омской области на основании распоряжения от 17 мая 2017 года № <...>-р в отношении БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята» проведена плановая выездная проверка в рамках осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

Согласно акту проверки 27 июня 2017 года в 10 часов 00 минут в ходе проведения плановой выездной проверки в помещениях и на территории БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята», расположенных по адресу: <...>, выявлен факт невыполнения предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно:

1) не разработан и не утвержден План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

2) не разработан паспорт безопасности опасного объекта.

По данному факту 27 июня 2017 года главным специалистом отдела регионального надзора в области чрезвычайных ситуаций Главного управления региональной безопасности Омской области Лихачевым Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении территории БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята».

Наличие нарушения в части бездействия учреждения по разработке и утверждению плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов сомнений не вызывает.

Вина БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята» в совершении административного правонарушения в этой части установлена и подтверждается: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-5); распоряжением о проведении плановой выездной проверки (л.д. 6-12); актом проверки (л.д. 13-15); предписанием об устранении нарушений (л.д. 16-18); актом осмотра (л.д. 19-22); фототаблицей (л.д. 23-25), пояснениями представителя Главного управления региональной безопасности Омской области Лихачева Е.А., данными в ходе разбирательства дела (л.д. 62-63, 125, 130), иными материалами дела, оцененными в совокупности с иными доказательствами по делу по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ.

Действия БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята» правильно квалифицированы мировым судьей по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Судья районного суда, проверив согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи. При этом судья районного суда обоснованно исключил из объема вмененных нарушений суждения об отнесении модульной котельной, резервуаров для хранения топлива к опасным производственным объектам.

Выводы судьи районного суда согласуются с письмом заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Демидович О.А. № <...> от 2 августа 2017 года (л.д. 115), пояснениями представителя Сибирского Управления Ростехнадзора Хуторненко С.А. (л.д. 115 оборот).

Доводы жалобы об отсутствии у учреждения обязанности по разработке и утверждению плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в связи с тем, что котельная не является опасным производственным объектом или потенциально опасным объектом, являются необоснованными и отклоняются ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, модульная котельная функционирует с применением котла водогрейного автоматизированного КСВ-1,5ЛНТ, работающего на легком нефтяном топливе, относящегося к пожаровзрывоопасным веществам (л.д. 31, 32-37); резервуары в количестве двух штук объемом по 10 куб. м каждый используются учреждением для хранения топлива (нефтепродуктов), предназначенного для котельной.

Исходя из положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, Правил разработки и согласования планов, а также Основных требований для отнесения аварийного разлива нефти к чрезвычайной ситуации необходимо исходить из нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов.

Согласно Указанию МПР РФ (таблица № 3) для иных источников загрязнения и прочих территорий такой уровень составляет: тяжелые нефтепродукты – 5 т, легкие нефтепродукты – 0,5 т.

БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята» расположено на землях лесного фонда (прочие территории), использует топливо (мазут) плотностью 832 кг/м3 (л.д. 31), таким образом, при объеме резервуара 10 куб. м, масса разлившихся нефтепродуктов составит 8,32 т (из двух резервуаров – 16,64 т).

Учитывая данное обстоятельство, а также установленный Основными требованиями максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов, следует признать верным вывод судебных инстанций о наличии у учреждения обязанности по разработке и утверждению плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

При этом судебные инстанции правильно исходили из номинального объема резервуаров, а не фактического количества находившихся в них на момент проверки нефтепродуктов.

Что касается нарушения, связанного с отсутствием паспорта безопасности опасного объекта, прихожу к следующему.

Приказ № 506 понятие опасного объекта не устанавливает, а также не определяет минимальное количество находящихся на объекте веществ, в том числе пожаровзрывоопасных, при хранении и использовании которых следует разрабатывать паспорт безопасности объекта.

Применительно к ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ, а также разработанных в соответствии с данным Федеральным законом Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28 февраля 2003 года № 105 (далее по тексту – Требования), подлежит сделать вывод о том, что опасный объект – это потенциально опасный объект или критически важный объект.

Соответственно, на указанные объекты должен быть разработан паспорт безопасности.

В соответствии с п. 11 Требований потенциально опасные объекты делятся на пять классов в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций.

Исходя из положений пунктов 12, 13 Требований отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сведения о классификации представляются комиссиями в МЧС России и в иные федеральные органы исполнительной власти с учетом их компетенции. МЧС России, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляют учет потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в установленном порядке.

В Омской области такая комиссия создана постановлением Правительства Омской области от 3 июня 2004 года № 26-п на основании статей 10, 11 Закона Омской области «О защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Материалы дела не содержат сведений об отнесении котельной учреждения к потенциально опасным объектам или данных о том, что котельная является критически важным объектом.

Таким образом, нарушение законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, выразившееся в отсутствии паспорта безопасности опасного объекта, не доказано. Указание на данное нарушение подлежит исключению из обвинения, в связи с чем судебные акты подлежат изменению.

Административное наказание БУ г. Омска «ДОЛ «Дружные ребята» назначено ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Исключение из обвинения отдельного нарушения не влияет на размер назначенного ниже низшего предела наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, ст. 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 23 в Омском судебном районе Омской области от 1 августа 2017 года и решение Омского районного суда Омской области от 27 сентября 2017 года, вынесенные в отношении Бюджетного учреждения г. Омска «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, изменить, исключив за недоказанностью указание на нарушение законодательства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, выразившееся в отсутствии паспорта безопасности опасного объекта.

В остальной части состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, а жалобу директора Бюджетного учреждения г. Омска «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята» Метелева С.А. – без удовлетворения.

Председатель

Омского областного суда подпись В.А. Ярковой

<...>

<...>