ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-484/2011 от 19.01.2012 Омского областного суда (Омская область)

4-А-484/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Омск                                                                                              19.01.2012 года

         Председатель Омского областного суда В.А. Ярковой, рассмотрев  надзорную жалобу ФИО1, заведующей МДОУ «Детский сад № 157 общеразвивающего вида» на постановление мирового судьи судебного участка № 89 Центрального АО г. Омска от 12.10.2011 года и на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 16.11.2011 года в отношении юридического лица – Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 157 общеразвивающего вида» по ч.13 ст.19.5 КОАП РФ,                 

УСТАНОВИЛ: 

         постановлением мирового судьи судебного участка № 89 Центрального АО г. Омска от 12.10.2011 года юридическое лицо Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 157 общеразвивающего вида» было подвергнуто штрафу в размере 90 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.13 КОАП РФ.       

         Как следует из постановления, МДОУ «Детский сад № 157 общеразвивающего вида» не выполнило в срок законное предписание № 1119/1/1-8 от 26.07.2010, а именно: не выполнен второй эвакуационный выход непосредственно наружу из групповой ячейки (вторая младшая группа); не выполнен выход на кровлю через противопожарный люк размером не менее 0,6х0,8 м.; не выполнена высота ограждений эвакуационной лестницы не менее 1,5 м.; не выполнена ширина лестничного марша не менее 1,2 м.; не выполнена промежуточная площадка в прямом марше лестницы глубиной не менее 1 м.; не выполнены косоуры лестничного марша с пределом огнестойкости не менее R60.

Апелляционная жалоба ФИО1, заведующей МДОУ «Детский сад № 157 общеразвивающего вида», на постановление мирового судьи судебного участка № 89 Центрального АО г. Омска от 12.10.2011 года о наложении штрафа в размере 90 000 рублей на юридическое лицо по ст.19.5 ч.13 КОАП РФ решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 16.11.2011 года оставлена без удовлетворения.                              

         В своей надзорной жалобе ФИО1,  заведующая МДОУ «Детский сад № 157 общеразвивающего вида», просит отменить постановление мирового судьи и решение районного суда, считает, что постановление мирового судьи и решение районного суда были вынесены с существенными нарушением процессуальных требований, предусмотренных КОАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело. Кроме того, ссылается на недостаточное финансирование, которое не позволило выполнить указанные в предписании работы. 

Изучив материалы дела № 5-2531/2011, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым отменить как постановление мирового судьи судебного участка № 89 Центрального АО г. Омска от 12.10.2011 года, так и решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 16.11.2011 года, по следующим обстоятельством.                   

         Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. 

         При рассмотрении административного материала по ч.13 ст.19.5 КОАП РФ в отношении юридического лица – МДОУ «Детский сад № 157 общеразвивающего вида» указанные требования закона были судом 1 и 2 инстанции не были  соблюдены, поскольку не все имеющиеся доказательства  были проверены  и оценены.   

Согласно ч.2 ст.2.1.КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их устранению.

Представителем МОУ «Детский сад № 157 общеразвивающего вида» ФИО1 была направлена служебная записка в департамент образования Администрации города Омска от необходимости выполнения предписания № 1119/1/1-8 от 26.07.2010 года. Из департамента образования пришел ответ о том, что МОУ «Детский сад № 157 общеразвивающего вида» поставлен в график на проведение ремонтно-строительных работ на 2012 год.

Часть нарушений указанных в предписании от 26.07.2010 года администрация  дошкольного учреждения  оспаривается руководителем детского сада.

Должностное лицо пожарного надзора не представило суду доказательств  о возможности МОУ «Детский сад №157 общеразвивающего вида »  устранить  выявленные нарушения, поскольку исполнение предписания в этой части требует больших финансовых затрат, а также закрытие детского сада,  в связи с  ремонтными работами по  реконструкции  и  перепланировке здания, построенного в 1960 году.

Между тем, указанные обстоятельства могут свидетельствовать о невозможности исполнения предписания.

В соответствии с Положением о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года № 413 департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования.

Основными задачами департамента образования Администрации города Омска являются:

1)    создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования;

2)   обеспечение реализации муниципальной политики Администрации города Омска в сфере образования, определение направлений совершенствования деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений;

3)     разработка и реализация долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ развития, ведомственных целевых программ функционирования и проектов в сфере образования;

4)  организация, регулирование и контроль за финансово-экономической деятельностью подведомственных муниципальных учреждений;

5)    создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений;

6) реализация отдельных государственных полномочий Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.

В сфере финансово-экономической деятельности департамент образования осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств,  в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Решением Омского городского Совета от 22.12.2010 № 377 «О бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013» утвержден перечень главных распорядителей средств бюджета города Омска, к числу которых также относится департамент образования Администрации города Омска.

Департамент образования Администрации города Омска является органом местного самоуправления и несет обязательства по финансированию муниципальных образовательных учреждений, в том числе и МОУ «Детский сад № 219 общеразвивающего вида», как учредитель.

 Также, было установлено, что предпринимательскую деятельность МОУ «Детский сад № 157 общеразвивающего вида» не осуществляет, дополнительные платные услуги не оказывает, спонсорской и иной помощи из внебюджетных источников не получает. Иных доходов, кроме бюджетного финансирования, утвержденного бюджетом муниципального образования городской округ город Омска дошкольное учреждение, не имеет.

Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ГУ МЧС РФ по Омской области направляло в адрес департамента образования Администрации города Омска, как к главному распорядителю бюджетных средств, требование о выделении денежных средств необходимых для устранения нарушений пожарной безопасности в МОУ «Детский сад № 157 общеразвивающего вида».

Соответственно, в материалах дела не имеется доказательств виновности юридического лица, а именно того, что МОУ «Детский сад № 157 общеразвивающего вида» имело реальную возможность исполнить предписание должностного лица пожарного надзора, однако не приняло всех зависящих от него мер к его исполнению. 

Необходимо было не только установить вину юридического лица, но также наличие причинной связи между виновными действиями или бездействиями   дошкольного учреждения и наступившими вредными последствиями.

Кроме того, суды 1 и 2 инстанции  не установили причин  возникновения нарушений правил и норм пожарной безопасности, перечисленных в предписании;  не выяснили, имелись эти нарушения или нет на момент выдачи лицензии МОУ «Детский сад № 157 общеразвивающего вида»;  не проверили,   связаны эти нарушения   только с изменениями норм и правил пожарной безопасности или нет, и соответственно, наличие возможности устранения выявленных нарушений без прекращения (приостановления) деятельности детского учреждения  в период ремонтных работ, что может привести к нарушению прав граждан.

         Протокол об административном правонарушении не  содержит всех необходимых сведений, предусмотренных ст.28.2 КОАП РФ, и не позволяет установить полно, всесторонне и объективно обстоятельства вмененного юридическому лицу административного правонарушения.       

         На основании изложенного,  руководствуясь ст. 30.13 п.2, ст.30.17 ч.2 п.4 КОАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:  

         постановление мирового судьи судебного участка № 89 Центрального АО г. Омска от 12.10.2011 года и решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 16.11.2011 года в отношении юридического лица – Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 157 общеразвивающего вида» по ч.13 ст. 19.5 КОАП РФ – отменить, прекратив производство по делу, в связи с  недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные  постановление и решение.

         Копию постановления направить для сведения МДОУ «Детский сад № 157 общеразвивающего вида». 

Председатель

Омского областного суда                                                                  В.А. Ярковой