ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-489/18 от 16.08.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 4а-489/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 августа 2018 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда Белинская С.В., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Иванченко О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Новотроицка Оренбургской области от 25 декабря 2017 года и решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 05 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Иванченко О.В.,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка г. Новотроицка Оренбургской области от 25 декабря 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 05 июня 2018 года, индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Иванченко О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, ИП Иванченко О.В., оспаривая законность состоявшихся по делу судебных актов, приводит доводы о необходимости применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного наказания на предупреждение.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 14.56 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление.

На основании поступившей в адрес прокурора информации из отдела полиции № 3 МУ МВД России «Орское» и информационного письма прокуратуры Оренбургской области от 31 марта 3017 года прокурором г. Новотроицка издано решение от 04 мая 2017 года о проведении проверки соблюдения законодательства о потребительском кредите, займе при осуществлении деятельности ИП Иванченко О.В.

В ходе проверки установлено, что Иванченко О.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 01 августа 2016 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности ИП Иванченко О.В. является розничная торговля ювелирными изделиями в специализированных магазинах, дополнительным – оптовая торговля ювелирными изделиями, золотом и другими драгоценными металлами и камнями, отходами и ломом; розничная торговля аудио- и видеотехникой, часами в специализированных магазинах, бывшими в употреблении товарами в магазинах, вне магазинов, палаток, рынков, по почте, осуществляемая непосредственно при помощи информационно - коммуникационной сети Интернет, через Интернет - аукционы, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона; деятельность по складированию и хранению; ремонт часов и ювелирных изделий.

ИП Иванченко О.В. состоит на учете в Поволжской государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» и осуществляет деятельность, связанную с оборотом драгоценных камней по адресу: (адрес).

Согласно договору аренды нежилого помещения от 01 ноября 2017 года, заключенного между ООО «***» и ИП ФИО1, часть нежилого помещения, площадью 5 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу, Иванченко О.В. арендует с целью размещения в нем магазина для комиссионной торговли.

Как усматривается из материалов дела, ИП Иванченко О.В. в период с 01 апреля по 11 мая 2017 года заключались договоры купли-продажи с *** (договор от 01 апреля 2017 года) о продаже сотового телефона за 900 рублей; *** (договор от 19 апреля 2017 года) о продаже золотого кольца за 2250 рублей; *** (договор от 06 мая 2017 года) о продаже золотого кольца за 1322 рубля; *** (договор от 07 апреля 2017 года) о продаже золотого кольца за 5324 рубля и другими.

При этом п. п. 1.1 – 1.7 каждого из договоров купли-продажи предусматривалось следующее: ИП Иванченко О.В., именуемая «Покупателем», приобретала в собственность у «Продавца» товар за определенную сумму (п. 1.1 договора); проценты за расторжение договора купли-продажи установлены в п. 1.2 договора; сумма покупки установлена в п. 1.3 договора. В п. 1.4 договора указывалось о том, что «Покупатель» обязуется осмотреть и принять товар, уплатить за товар цену в соответствии с условиями настоящего договора, а «Продавец» обязуется передать товар покупателю в количестве и качестве, соответствующим требованиям настоящего договора. Сроки действия договора указаны в п. 1.7.

Впоследствии лица, с которыми заключены договоры, обратились к ИП Иванченко О.В. за возвратом заложенных вещей. Указанные в договорах вещи возвращены ИП Иванченко О.В. физическим лицам с уплатой процентов за хранение, о чем составлены акты о расторжении договоров.

Совокупность условий договоров купли-продажи, заключаемых ИП Иванченко О.В., позволила прокурору и судьям обеих инстанций прийти к выводу о том, что между сторонами фактически возникали правоотношения по выдаче денежного займа (краткосрочного потребительского кредита) под залог имущества, поскольку содержали все существенные для него условия, а именно: наименование вещи, сумму ее оценки, сумму предоставленного займа, процентную ставку в день (0,354%, 0,387%, 0,413%, 0,38% и другие) и срок предоставления (до 60 дней), условие о сроке, в течение которого продавец вправе расторгнуть договор, уплатив при этом неустойку.

Согласно п. 6 ст. 358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила кредитования граждан ломбардами под залог принадлежащих гражданам вещей устанавливаются Законом о ломбардах в соответствии с настоящим Кодексом.

По условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ "О ломбардах"; далее - Закон о ломбардах).

На основании п. 2 ст. 358 ГК РФ и ч. 4 ст. 7 Закона о ломбардах договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года.

Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными, организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Учитывая изложенное, профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов может осуществляться только определенным кругом юридических лиц: микрофинансовыми организациями (п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"); кредитными кооперативами (ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации"); ломбардами (ч. 1 ст. 2 Закон о ломбардах) и сельскохозяйственными кооперативами (ст. 6 Федерального закона от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации").

Осуществляемая ИП Иванченко О.В. деятельность не отвечает вышеуказанным требованиям законодательства.

ИП Иванченко О.В. к числу субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, не относится, соответствующего разрешения на осуществление данного вида деятельности не имеет, а потому ее действия правильно квалифицированы по ст. 14.56 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина ИП Иванченко О.В. в совершении вмененного ей административного правонарушения подтверждены материалами дела, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1-3); выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 6); решением прокурора о проведении проверки (л.д. 10); письменными объяснениями свидетелей ***, ***. (л.д. 19, 41); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 36-38); актом обследования (л.д. 39); копиями договоров купли-продажи и актами приема-передачи (л.д. 45-56) и другими доказательствами, оцененными судьями обеих инстанций по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Довод заявителя о необходимости применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ являлся предметом исследования и оценки судьями обеих инстанций, обоснованно отклонен с приведением мотивов принятых решений. Оснований не согласиться с выводами мирового судьи и судьи городского суда не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам, в том числе являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 ноября 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) (ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и во время возбуждения дела об административном правонарушении, государственный контроль (надзор) определен как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

По смыслу приведенных положений закона выявление административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля было предусмотрено лишь при проведении проверок, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении ИП Иванченко О.В. проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации нарушение выявлено прокуратурой в результате осуществления мероприятий прокурорского надзора. В силу прямого указания положения Федерального закона № 294-ФЗ не применяются при осуществлении прокурорского надзора (п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ).

При таких обстоятельствах судьями обеих инстанций обоснованно указано на отсутствие предусмотренных законом оснований для замены назначенного административного наказания в виде штрафа предупреждением.

Постановление о назначении ИП Иванченко О.В. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ, вынесено в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Новотроицка Оренбургской области от 25 декабря 2017 года и решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 05 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Иванченко О.В. оставить без изменения, а жалобу ИП. Иванченко О.В. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда С.В. Белинская