ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-48/19 от 12.07.2019 Магаданского областного суда (Магаданская область)

№ 4а-48/2019

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

И.о. заместителя председателя Магаданского областного суда Адаркин И.А., рассмотрев жалобу руководителя государственной жилищной инспекции Магаданской области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Магаданского судебного района от 22 февраля 2019 года, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 16 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Ремонт, эксплуатация, управление -7» ФИО2,

у с т а н о в и л :

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Магаданского судебного района от 22 февраля 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Ремонт, эксплуатация, управление -7» (далее по тексту – ООО «ГУК «РЭУ-7») ФИО2 прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решением судьи Магаданского городского суда от 16 апреля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба государственного жилищного инспектора отдела контрольно-надзорной деятельности ФИО3 - без удовлетворения.

В поступившей в Магаданский областной суд 10 июня 2019 года жалобе, поданной в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 КоАП РФ, руководитель государственной жилищной инспекции Магаданской области ФИО1 просит названные выше акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы, ссылаясь на распоряжение о проведении проверки от 13 декабря 2018 года № 961/020, а также акт проверки от 28декабря 2018 года № 908/020, письмо генерального директора ООО «ГУК РЭУ-7» от 26 декабря 2018 года № 1820, выражает несогласие с содержащимися в оспариваемых судебных постановлениях выводами о том, что выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в дополнительных журналах ООО «ГУК РЭУ-7», поскольку дополнительные журналы у данной управляющей организации Инспекцией не истребовались.

Отмечает, что именно управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны обеспечить осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания в соответствии с требованиями Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №416 (далее – Правила № 416).

Полагает, что у ООО «ГУК РЭУ-7» в период проверки отсутствовали какие-либо препятствия для предоставления соответствующих журналов.

Приводя положения статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, утверждает, что заключение между ООО «ГУК РЭУ-7» и ООО«Магадан-Лифт» договора на аварийно-диспетчерское обслуживание от 1 августа 2018 года не исключает обязанности управляющей организации по обеспечению надлежащей работы аварийно­-диспетчерской службы.

Ссылаясь на решении Арбитражного суда Магаданской области от 30 апреля 2019 года по делу № АЗ7-566/2019, пункты 9 и 34 Правил № 416, а также пункты 106, 111 и 152 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, отмечает, что без указания соответствующих сведений в журнале учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах установить фактическое время, дату события нарушения предоставляемой коммунальной услуги и, как следствие, соблюдение сроков устранения аварийных ситуаций на внутридомовых инженерных сетях в многоквартирном доме, выполнения заявок населения, не представляется возможным.

Материалы дела истребованы у мирового судьи судебного участка № 2 Магаданского судебного района 11 июня 2019 года, поступили в Магаданский областной суд 13 июня 2019 года.

Проверка материалов дела, изучение доводов жалобы свидетельствуют об отсутствии оснований для отмены состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Из материалов дела усматривается, что 15 января 2019 года консультантом – государственным жилищным инспектором отдела контрольно-надзорной деятельности ФИО4 в отношении директора ООО «ГУК РЭУ-7» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу в период с 19 апреля 2018 года по 24 ноября 2019 года осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом ООО «ГУК РЭУ-7», директором которого является ФИО2, не соблюдены требования пунктов 9, 10, 12, 17 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №416 (далее по тексту – Правила № 416), журналы учета заявок заполнены не на основании заявок собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, а на основании наряд?заданий об их выполнении, в журналах зафиксированы не время поступившей заявки, а дата и время внесения записи о нарядах-заданиях.

По итогам рассмотрения дела мировой судья пришел к выводу о том, что прием заявок от собственников многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «ГУК РЭУ-7», на основании договора от 1 августа 2018года осуществляет аварийно-диспетчерская служба общества с ограниченной ответственностью «Магадан-лифт» (далее – ООО «Магадан-лифт») и у ООО «ГУК РЭУ-7» обязанность ведения журнала учета заявок отсутствует, в связи с чем не прекратил производство по делу по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

По результатам разрешения 16 апреля 2019 года жалобы, поданной на указанное постановление в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, судья районного суда выводы мирового судьи признал обоснованными, принятое им решение оставил без изменения.

Однако с выводами и суждениями судей согласиться нельзя в связи со следующим.

Пунктом 9 Правил № 416 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее – аварийно-диспетчерская служба).

Аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в сроки, установленные пунктом 13 настоящих Правил, заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств управляющей организации, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, иных обязательств товарищества или кооператива по управлению многоквартирным домом, и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения (пункт 10 Правил № 416).

Работа аварийно-диспетчерской службы осуществляется круглосуточно. Сведения, полученные в результате непрерывного контроля за работой инженерного оборудования, отражаются аварийно-диспетчерской службой в соответствующих журналах, которые ведутся в том числе в форме электронных документов (пункт 12 Правил № 416).

Аварийно-диспетчерская служба осуществляет прием и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Заявки принимаются при непосредственном обращении в аварийно-диспетчерскую службу, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других возможных средств связи.

Регистрация заявок осуществляется в журнале учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии) и с использованием в соответствии с законодательством Российской Федерации записи телефонного разговора (пункт 17 Правил № 416).

Как следует из заключенного 1 апреля 2018 года между ООО «ГУК РЭУ?7» (Заказчик) и ООО «Магадан-лифт» (исполнитель) договора аварийно-технического обслуживания систем инженерного оборудования многоквартирного дома, исполнитель обязался по заявкам оказывать работы (услуги) по локализации аварий на внутридомовом инженерном оборудовании многоквартирных домов, согласно Приложению № 2 находящихся в ведении Заказчика, а Заказчик обязался своевременно и полностью оплачивать их (пункт 1.1 договора).

При этом обязанность направлять заявки на оказание работ (услуг) по аварийному обслуживанию в устной форме пунктом 3.1.5 договора возложена на Заказчика.

При таких обстоятельствах вывод судей о том, что прием заявок от собственников многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «ГУК РЭУ-7», на основании договора от 1 августа 2018 года осуществляет аварийно-диспетчерская служба ООО «Магадан-лифт» на материалах дела не основан.

Вместе с тем имеются иные основания для прекращения в отношении директора ООО «ГУК РЭУ-7» ФИО2 производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно материалам дела предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом ООО «ГУК РЭУ-7» осуществляет на основании лицензии от 27 апреля 2015 года №....

Соблюдение Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416, является лицензионным требованием.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Указанная норма является в рассматриваемом случае специальной по отношению к части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.

Таким образом, в деянии директора ООО «ГУК РЭУ-7» ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.

В случае разрешения соответствующего вопроса об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности возможность переквалификации при изложенных обстоятельствах исключена, поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.23.3 и частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Соответствующая правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При таких обстоятельствах основания для отмены вынесенных по делу постановления мирового судьи судебного участка № 2 Магаданского судебного района от 22 февраля 2019 года и решения судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 16 апреля 2019 года отсутствуют.

Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Магаданского судебного района от 22 февраля 2019 года, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 16 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Ремонт, эксплуатация, управление -7» ФИО2 оставить без изменения, жалобу руководителя государственной жилищной инспекции Магаданской области ФИО1 - без удовлетворения.

И.о. заместителя председателя

Магаданского областного суда И.А. Адаркин