ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-491-2019 от 02.09.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 4а-491-2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

2 сентября 2019 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу руководителя ассоциации «Некоммерческое партнерство землевладельцев «Серебряный век» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от 14 декабря 2018 года, решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 31 мая 2019 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 10 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ассоциации «Некоммерческое партнерство землевладельцев «Серебряный век»,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от 14 декабря 2018 года , оставленным без изменения решением судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 31 мая 2019 года и решением судьи Оренбургского областного суда от 10 июля 2019 года, ассоциация «Некоммерческое партнерство землевладельцев «Серебряный век» (далее – ассоциация «НП «Серебряный век») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, руководитель ассоциации «НП «Серебряный век» ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, судебных решений и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.12.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), любые поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к таким водным объектам и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Правила свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе регламентированы ВК РФ.

Согласно п. 4 ст. 1 ВК РФ водный объект это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

На основании ч. 6 и 8 ст. 6 ВК РФ для общего пользования также отводится береговая полоса земли вдоль береговой линии (границ водного объекта) шириной 20 м.

Согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 данной статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что на основании обращения гражданина ФИО2 по факту ограничения свободного доступа к лесным и водным объектам на административной территории п. Пригородный Оренбургского района Оренбургской области, должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области было инициировано контрольно-надзорное мероприятие, в ходе которого было установлено, что земельный участок площадью *** кв.м., расположенный по адресу: (адрес) с кадастровым номером категории земель: земли лесного фонда, принадлежит на праве аренды ассоциации «НП «Серебряный век». Земельный участок расположен на берегу озера без названия (пойменное озеро р. Урал) в границах водоохранной зоны озера. В ходе осмотра установлено, что сплошной забор из сетки «рабица» огораживает участок вдоль левого берега озера без названия (пойменное озеро р. Урал) и вдоль улицы Ахматовой п. Пригородный, забор расположен на расстоянии менее 20 м. от существующего на момент осмотра уреза воды, что ограничивает свободный доступ граждан к водному объекту.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ассоциации «НП «Серебряный век» к административной ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Факт совершения ассоциации «НП «Серебряный век» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: жалобой ФИО2; актом обследования территории (акватории) от 08 октября 2018 года фототаблицами, полученными в ходе обследования территории (акватории) на которых отражено металлическое ограждение, установленное вдоль уреза водного объекта, показаниями свидетеля Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО3, данными при рассмотрении жалобы в районном суде, согласно которым по обращению гражданина она проводила рейдовый осмотр земельного участка и установила, что вдоль водного объекта установлен забор из сетки «рабица» вплотную к существующему на момент осмотра уреза воды водного объекта, что определяется визуально;протоколом по делу об административном правонарушении от 23 ноября 2018 года и другими материалами дела, оцененными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Действия ассоциации «НП «Серебряный век» квалифицированы по ст. 8.12.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и водного законодательства.

Законность и обоснованность постановления о назначении ассоциации «НП «Серебряный век» административного наказания в полном объеме проверены судьями обеих инстанций с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ. Все доводы законного представителя, а также защитника ассоциация «НП «Серебряный век» ФИО4 были проверены и отклонены с указанием мотивов, подробно приведенных в судебных решениях, не согласиться с которыми оснований не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В жалобе заявитель указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих, что спорный объект является озером.

Данный довод жалобы был предметом рассмотрения судей обеих инстанций, ему в судебных актах дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима, то есть изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте, признаются водным объектом (п. 4 ст. 1 ВК РФ).

Водными объектами общего пользования являются, в том числе поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Озеро - поверхностный водный объект внутренних вод.

Из материалов дела следует, что в районе земельного участка с кадастровым , расположенным в (адрес) в водоохранной зоне р. Урал, расположен водный объект, который является поверхностным.

Исходя из анализа положений статьи 8 ВК РФ, пойменное озеро реки Урал находится в государственной собственности, соответственно рассматриваемый водный объект является объектом общего пользования, то есть общедоступным.

Отсутствие сведений о водном объекте в соответствующем государственном реестре, как правильно указал судья второй инстанции, не свидетельствует об отсутствии этого водного объекта в природе и не может ограничивать доступ граждан к этому водному объекту, а также возможность использовать его для личных и бытовых нужд, а также пользоваться его береговой линией для передвижения и пребывания около него.

Наличие забора установлено путем визуального осмотра, зафиксировано фотосъемкой. Из имеющих в деле фотографий объективно усматривается, что забор расположен в непосредственной близости от уреза воды.

В рассматриваемом случае забор, находящийся в береговой полосе водного объекта общего пользования препятствует свободному доступу граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, в связи с чем обоснованность привлечения ассоциации «НП «Серебряный век» к административной ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Доводы жалобы заявителя, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судей нижестоящих инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной судьями оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу актов.

С учетом изложенного, следует признать, что жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемых актов.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ассоциации «НП «Серебряный век» в пределах санкции ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от 14 декабря 2018 года, решение судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 31 мая 2019 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 10 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ассоциации «Некоммерческое партнерство землевладельцев «Серебряный век» оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев